в удобном формате
В зоне спецоперации сегодня победа, значение которой трудно переоценить. Это сравнимо даже с освобождением Мариуполя. Сегодня российская армия взяла под полный контроль город Угледар. Даже неискушенному зрителю видно, что этот пункт являлся основой украинской обороны к юго-западу от Донецка. Это единственный на многие километры населенный пункт с кварталами многоэтажек, что позволило радикалам создать там крайне важный укрепрайон.
Угледар оттягивал значительные силы с Времьевского выступа, за который прошлым летом шли тяжелейшие бои, что не позволяло выйти в тыл украинской группировке в Покровске. С места событий передает наш военкор Валентин Трушнин.
Угледар – город небольшой, но стратегически важный для всей линии обороны ВСУ на Донецком фронте. Любимое слово украинской пропаганды, "фортеця", то есть крепость, подходит к нему как ни к какому другому населенному пункту.
В голой степи, на возвышенности стоят кварталы крепких, еще советских высоток. Без частного сектора вокруг, за который можно было бы зацепиться. Поле – и сразу бетон. Все вокруг просматривается на полтора десятка километров, незаметно не подойти. А еще цепь водных преград.
Угледар мешал освобождать Марьинку, не давал обойти ее слева. Угледар мешал сражаться нашим бойцам на Времьевском выступе в ходе так называемого "контрнаступа" ВСУ летом прошлого года. Ожесточенные бои здесь шли с начала СВО.
Подразделениям группировки "Восток" удалось вырвать эту занозу без лобовых штурмов – взять в клещи с флангов. Сначала дальневосточники, преодолев на бронетехнике огромные открытые пространства под огнем артиллерии, ворвались на шахту "Южнодонбасскую" и выбили из нее противника. Таким образом обошли Угледар справа.
Уже тогда было понятно, что гарнизон ВСУ обречен, но все это происходило во время визита Зеленского в США и, чтобы не портить переговорный фон сообщениями об очередном поражении ВСУ, Зеленский не дал разрешения 72-й бригаде на отход. Он дал его только вернувшись, когда уже было поздно. В этот момент он уже знал, что 72-й бригады больше не существует.
"Без определенной техники мы не можем остановить Россию, которая использует такое вооружение против нас, разрушая все. И когда она уничтожит позиции наших воинов, им нужно сберечь свои жизни, потому что они гораздо ценнее любых зданий, потому что они – наши граждане. Поэтому правильно, что они отступают, спасая свою жизнь", – говорил лидер киевского режима.
Освобождение Угледара дает российским войскам выход на оперативный простор. Появляются предпосылки не только для полного освобождения Донецкой народной республики, но и для дальнейшего, если потребуется, движения на запад.
За Угледаром больше нет крупных населенных пунктов. Заканчивается промышленный Донбасс с обилием бетона и подвалов, где ВСУшники любят обороняться. Дальше – чисто аграрные районы. Голая степь, в которой противник всегда чувствовал себя неуютно.