в удобном формате
В пережившем весной прорыв дамбы и разрушительное наводнение Орске вода снова вынуждает закрывать мосты. За ее уровнем внимательно следят весь август. Город только начинает восстанавливаться после наводнения, а вот пострадавшие до сих пор тонут в целом океане проблем после разгула стихии. Многие так и не получили обещанные выплаты. Корреспондент Кирилл Ольков разобрался во всем. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
Улица за улицей, дом за домом – привычная жизнь постепенно возвращается в старый город Орска, но следы недавней катастрофы здесь повсюду. К тому же река Урал снова ведет себя непредсказуемо. Один мост уже затоплен.
Еще пару дней назад здесь была дорога, ведущая на площадь Гагарина, в центр города. Сейчас дорогу затопило. Пока есть альтернатива – мост через Урал пока еще не затоплен. Но видно, как сильно поднялся уровень воды в реке.
Дом Людмилы и ее семьи принял на себя основной удар. Потолок рухнул, стены треснули, пол сгнил.
"Это кухня наша бывшая. Буквально четыре года назад мы здесь сделали капитальный ремонт", - говорит женщина.
Готовят на улице, спят на чердаке. Денег на восстановление дома нет, а выплаты пострадавшей семье не положены.
"Я почему-то по своей простоте душевной рассчитывала на помощь. А даже если и под снос, нам бы все равно никаких компенсаций не светило, потому что второе жилье есть. Не знаешь, за что хвататься. И ждать тоже неоткуда и нечего. До зимы хотя бы отопление зашить", – не может сдержать слез жительница Орска Людмила.
Семье Жанны Кузнецовой вместо выплат достались разве что мешки со штукатуркой.
"У мамы есть свое жилье, а дом ей по дарственной родители отписали. Но бабушка у нас жива. Она у нас даже не знала, что ей не положены выплаты. А когда ей "добрые" люди рассказали – мы ей ничего не говорили – у нее случился инсульт", – рассказала Жанна Кузнецова.
И такая ситуация буквально через дом. Вторая собственность даже в 10 квадратных метров – статистический приговор, который подтверждается сухими цифрами. 20 тысяч заявок от жителей, а компенсации нет даже у половины. Причины разные.
Виктор Семенков – единственный собственник дома, никакой другой недвижимости у него нет. Но ему тоже ничего не пришло.
"Нас в список внесли, а выплаты пока еще ждем", – пожаловался Виктор Семенков.
Исполняющий обязанности мэра Орска Артем Воробьев признается, что такое возможно. Стихия уничтожила около 7 тысяч домов, работали впопыхах.
"Признаю, есть определенная вина и муниципальных властей. Сыграл большую роль человеческий фактор. Все – таки для нас впервые было такое испытание. Может, действительно где-то недоработали", - сказал исполняющий обязанности главы Орска Артем Воробьев.
Цена этих ошибок – упущенное время. Дома в списках на капитальный ремонт начали появляться только к июлю. Виноваты в этом, по мнению министерства ЖКХ и строительства Оренбургской области, отчасти сами жильцы.
"К некоторым собственникам первоначально в связи с тем, что они не проживали в поврежденных своих жилых помещениях, члены комиссии не смогли попасть с первого раза. Вся эта работа была завершена в июне 2024 года", – заявила заместитель министра строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Марина Ильина.
Те, кто смог добиться выплат, тоже оказались в минусе. По закону им положено 7 тысяч рублей за квадратный метр – это потолок.
"У нее дом 54 метра. По 7 тысяч за квадрат – это 380 с копейками. То есть даже на постройку веранды этого не хватит", – пожаловалась Ольга.
Пострадавшие от наводнения оказались в долгах и кредитах.
"400 тысяч мы вложили. Не считая того, что мы делаем все сами. Не нанимаем. Представьте, мне 74 года, я лажу везде. Потому что денег нет кого-то нанять", – пожаловалась Нина Иванкова.
Такая сумма на капитальный ремонт утверждена на федеральном уровне Министерством строительства и ЖКХ. На наш запрос там не ответили. В июне именно Минстрой предложил увеличить выплаты с семи до десяти тысяч рублей за квадратный метр. Говорят и о поправках для собственников, у которых есть второе жилье. Правда, для этого придется вносить изменения в федеральный закон. Потребуется время, которого у жителей Орска нет. Совсем скоро настанут холода. И тогда уж точно будет не до законов – в продуваемых насквозь полуразрушенных домах.