в удобном формате
Жители Подмосковья вынуждены регулярно снимать наличку ради того, чтобы ездить на местном общественном транспорте. Водители маршруток установили свои правила проезда – или давай купюры, или иди пешком.
Просьбы оплатить законным способом вызывают у недобросовестных шоферов агрессию. Они даже придумали план мести для пассажиров, которые пользуются проездными и банковскими картами. Корреспондент Михаил Емелин прокатился по подмосковным маршрутам и узнал, на что готовы пойти водители ради черной выручки.
Это не шутки – так выглядят подмосковные коммерческие маршрутки. Ржавые двери, помятые капоты, окна в паутине трещин. А за рулем – предприимчивые водители, которые настаивают на оплате проезда наличными.
Несогласным предлагают идти пешком. В ответ на замечания хамят и угрожают.
Возмущенные пассажиры каждый месяц публикуют видеоролики с наглыми водителями, которые, почувствовав безнаказанность, диктуют свои правила не только оплаты, но и дорожного движения.
"Из-за этих 50 рублей начинается такой шум, что даже не обрадуешься. Бывает и угрожают. И выкинут, и все, что хотите", – рассказала жительница Подмосковья.
Оплата "мимо кассы" позволяет водителям получить "прибавку" к зарплате, а перевозчикам – скрыть реальный доход от налоговой.
"Заинтересованность в наличных деньгах в том, чтобы не фиксировать реальную выручку. В следствие этого идет минимизация оплаты налогов и они эти деньги по сути забирают себе", – объяснил зампредседателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов.
Еще в прошлом году подмосковные власти обязали перевозчиков принимать оплату проезда только безналичным способом. За игнорирование закона – штраф 5 тысяч рублей. Но водителей убитых микроавтобусов, похоже, он не испугал. Судя по большим очередям, шоферы отработают его быстро.
А ведь транзакция через валидатор, по сути, страховой полис в случае травм, полученных в автобусе в следствие агрессивного вождения или аварии.
"Вы можете у перевозчика потребовать возмещения ущерба. Когда вы платите наличными и у вас нет подтверждения в виде чека, что вы осуществляли перевозку в той или иной машине, то в случае ДТП будет очень сложно предъявить предъявить данному перевозчику, что он должен вам возместить ущерб", – пояснила эксперт по безопасности на транспорте Юлия Манн.
Но даже при оплате картой – банковской или транспортной – пассажирам, вероятно, еще предстоит доказать, что они ехали в том самом автобусе, а не в каком-то другом.
"Станция метро "Котельники". Тут каждый час курсируют десятки маршруток. Наша съемочная группа села на одну из них, проехала в сторону рабочего поселка Томилино. Оплатили транспортной картой, после чего нам пришел чек, который очень удивил. Согласно ему, мы сели на автобус не здесь, а вообще в восьми километрах отсюда. После этого мы пересели на автобус 1230. Так вот согласно чеку, мы ехали не на маршрутке 1230, а на автобусе 558к", – рассказал корреспондент.
Наша съемочная группа решила провести эксперимент – два дня ездила на разных маршрутах. Почти каждый водитель умолял нас не оплачивать картами. Причем никто из них так и не выдал чек или билет. Проехали по нескольким районам Подмосковья. Везде повторяется почти одна и та же история.
Говорим, что купюр нет, и достаем транспортную карту. Водитель осуждающе смотрит на нас, но все же включает терминал. Однако карта не обслуживается, "заявил" голос из аппарата. Это уловка: шофер симулировал неисправность терминала. Настойчиво просим повторить, либо в данном случае поездка должна быть бесплатной. И тут случается чудо – терминал "неожиданно" заработал после перезагрузки.
Уставшие от бесконечных споров с водителями пассажиры зачастую мирятся – идут навстречу водителям, ведь в противном случае могут побить или отомстить. Например, жители Балашихи уже не раз сталкивались с тем, что водители, принимая оплату картой, списывают со счета не по тарифу.
"Утром мы платим за проезд по банковской карте 65 рублей, а вечером едут дети у меня, сыновья, уже 75 рублей. И когда дети спрашивают у водителей, почему так, он говорит, что не знает", – рассказал житель Подмосковья.
Пассажиры жалуются. Кого-то из шоферов даже увольняют. Но на смену приходят другие и перенимают опыт коллег. Получается замкнутый круг, пути выхода из которого предстоит искать чиновникам.