в удобном формате
В столице сотрудники Следственного комитета подсчитали печальную и даже устрашающую статистику количества самоубийств среди подростков. Согласно полученным данным, только в Москве в группе риска — 20 тысяч подростков. А по России счет идет уже на сотни тысяч.
Речь в первую очередь о тех, кто стал жертвой жизненных обстоятельств, чувствует себя ущемленным, находится в депрессии, не видит смысла в жизни. Именно эти подростки становятся жертвами тех, кто в угоду удовлетворения собственных амбиций создает в социальных сетях группы, в которых пропагандируются идеи самоубийства, описываются способы добровольного ухода из жизни, всячески идеализируются мысли о том, что от всех проблем можно избавиться простым способом — покончить с собой.
"В 2016 году в ходе оперативно-разыскных мероприятий в одной только социальной сети "ВКонтакте" выявлено более 80 сообществ, в которых публиковались призывы к суициду, описывались способы самоубийств, — рассказал РЕН ТВ источник, знакомый с ситуацией. — В них состояло порядка 300 тысяч пользователей. В основном это подростки, хотя многие, конечно, скрывают свой возраст или указывают, что им больше лет, чтобы обойти запретительные меры интернет-ресурса. Порядка 20 тысяч участников этих групп — жители столицы".
Собеседник телеканала также отметил, что все эти сообщества были заблокированы, но на их месте как грибы после дождя ежедневно появляются новые.
Следователи справедливо полагают, что проблема выявления негативного интернет-влияния на подростков и доведения несовершеннолетних до самоубийств приобрела не просто региональный, но федеральный уровень и всерьез угрожает национальной безопасности России.
Об этом говорится в докладе, посвященном профилактике детских самоубийств, поступившем на имя заместителя руководителя управления криминалистики ГСУ СК РФ по Москве.
Цифры говорят сами за себя. Резкий рост количества подростковых самоубийств начался осенью 2013 года. Тогда в столице подростки один за другим сводили счеты с жизнью. Вся страна помнит жуткий случай, когда две девочки ушли из жизни вдвоем, взявшись за руки. Вслед за столицей сообщения о суицидах школьников стали поступать со всех концов страны. На какой-то момент волна самоубийств, казалось, сошла на нет. Но это только казалось.
Если взять данные за 2013-й и последующие годы только по Москве, то четко видно: резкий рост количества самоубийств лишь продолжился.
"В 2014-м количество подростковых суицидов в Москве увеличилось в 2,3 раза — с 19 до 45. В 2015 году в Москве покончили с собой 43 несовершеннолетних. С января по август 2016-го в столице зарегистрировано 23 случая самоубийств подростков, а в прошлом году за это же время — 19", — приводит данные источник РЕН ТВ.
Количество возбужденных уголовных дел по фактам детских суицидов возросло на 63 процента.
Решением проблемы в Следственном комитете (а именно СК РФ подследственны преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних) озаботились более двух лет назад, но пока, как показывает статистика, усилия следователей не смогли ни ликвидировать этот нарыв, ни хотя бы частично залечить его.
Одной из проблем стало то, что выяснить причину самоубийства школьника можно, только собрав определенные сведения, — медицинские данные о его психологическом развитии, информацию о его увлечениях, интересах, характере, планах на будущее. Собрать все эти данные можно только в рамках расследования уголовного дела. Но постановления о возбуждении таких уголовных дел — особенно на фоне первой волны подростковых самоубийств — отменялись прокурорами из-за недостаточности улик, отсутствия состава преступления.
"Получался замкнутый круг. Найти доказательства доведения до самоубийства (ст 110 УК РФ. — Прим. ред.) возможно только при расследовании дела, а возбуждение такого дела невозможно при отсутствии таких данных", — поделился источник РЕН ТВ.
Эта проблема была решена лишь в сентябре 2014 года, после совещания, в котором участвовали и представители прокуратуры, и сотрудники Следственного комитета.
Позже следователи встречались с представителями департамента образования и департамента социальной защиты столицы. Сейчас к профилактике детских суицидов привлечены специалисты Центра экстренной психологической помощи столичного психолого-педагогического университета, НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой. С их помощью подготовлена памятка для родителей по выявлению маркеров суицидального поведения детей. Но этого явно мало.
Одним из маркеров, свидетельствующих о суицидальной направленности сообщества в соцсети, являются изображения китов
Одна из главных проблем — отсутствие в российском законодательстве отдельной нормы наказания за доведение до самоубийства детей и подростков. В УК РФ существует лишь статья 110 — "Доведение до самоубийства". Санкции, предусмотренные этой статьей, довольно мягкие — от ограничения свободы до 3 лет до лишения свободы на срок до 5 лет. Для справки: при подобной норме (до 5 лет лишения свободы) подозреваемый на время следствия может оставаться под подпиской о невыезде, а также возместить ущерб потерпевшим и на этом основании суд вообще может принять решение о прекращении уголовного дела. А если создателем группы самоубийц в соцсети является подросток, которому еще нет 18 лет, перспективы доведения такого дела до суда вообще стремятся к нулю.
В связи с этим Следственный комитет намерен инициировать введение новой статьи в УК — 110.1, в которой оговаривалось бы гораздо более жесткое наказание для виновных в доведении до суицида детей и подростков. Помимо этого, следственные органы ратуют за создание в структуре уголовного розыска специального подразделения, которое специализировалось бы на выявлении и раскрытии преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении них.