в удобном формате
Сегодня стало понятно, что мы можем обойтись без аукционных домов Christie's и Sotheby's и не обеднеем. Московский аукционный дом внутри страны успешно выставил на торги шедевры русской и зарубежной живописи. Главный лот – "Лунная ночь" Айвазовского – ушел с молотка за рекордные 92 миллиона рублей. Морской пейзаж у Константинополя вызвал ажиотаж. На Украине заявили, что эта картина находится в международном розыске. Однако наши искусствоведы ответили, что в Киеве перепутали полотна, там ищут другую "Лунную ночь" – ту, что в районе Феодосии. Она написана на четыре года позже. Наш корреспондент Денис Воробьев попал на закрытые просмотры.
Они не показывают лиц и не называют имен. Приходят по одному, чтобы лично увидеть масштабы денежных баталий. Это раньше ценители высокого искусства торговались в Лондоне, теперь все происходит в Москве.
"Какие-то картины из России отвозятся на торги, допустим, в Англию, на русские торги в Лондон. То есть, человек платит пошлину, несет все расходы, транспортные издержки, потом другой человек из России покупает эту вещь, платит проценты аукциону, платит за транспортировку в Россию. И эта вещь, условно из одного поселка на Новой Риге переезжает просто в другой поселок на Новой Риге", – заметил историк искусства, коллекционер Сергей Подстаницкий.
Открытые торги – это еще и гарантия подлинности. Посредник в лице аукционного дома проводит экспертную оценку, чтобы покупатель был уверен, что это подлинные Кустодиев, Репин, Шишкин, Кончаловский или Рерих.
Главная битва коллекционеров развернется вокруг "Лунной ночи" Айвазовского, ее подлинность доказывается автографом автора, а ожидаемая сумма продажи – десятки миллионов рублей, но аукцион – это всегда загадка, и любая из картин может неожиданно удивить конечным ударом молотка.
"Лунная ночь" Айвазовского в итоге ушла за 92 миллиона рублей. Остальные работы, выставленные на торги, и близко не подошли к столь высокому уровню. Картина "Патриарх Филарет" Ильи Репина – вторая по стоимости – 29,5 миллиона.
"Всякий коллекционер – он в некоторой степени инвестор. Он хочет, чтобы картина, которую он купил, или предмет искусства, который он купил, она если не подорожала, то хотя бы сохранила в цене", – заметил совладелец Московского аукционного дома Александр Попов.
"Сейчас очень актуальный период для создания новых аукционных домов в России, в Москве. Я думаю, мечта любого коллекционера иметь в своем собрании подобные произведения художников", – заметила коллекционер Екатерина Буркова.
Одна из картин Айвазовского уже в коллекции Екатерины. На вопрос о возможной продаже отвечает категорично. Потомственный антиквар расставаться с реликвией не собирается. Такой же будет судьба 68 произведений, ушедших с молотка сейчас. Так что их показ в московском аукционном доме – это уникальная возможность посмотреть на столь значимые полотна. Далее они снова будут скрыты в частных коллекциях ценителей, которые предпочитают держать свои имена в секрете.