в удобном формате
Санкт-Петербург сегодня многие с болью в сердце называют Ленинградом. 81 год назад Красная Армия прорвала блокаду нацистов, которая обрекла на смерть более миллиона человек. В городе горят ростральные колонны, их зажигают только по особым случаям, а ровно в полдень раздался залп Петропавловской крепости. Почти 900 дней ленинградцы вопреки всему не просто выживали, а своим трудом приближали победу над врагом. Корреспондент "Известий" Максим Облендер встретился с этими героями.
Возложение цветов на Пискаревском кладбище в череде памятных мероприятий – важнейшее. По разным оценкам, здесь покоятся до полумиллиона жителей блокадного Ленинграда. Но никто не забыт, ничто не забыто.
С момента прорыва блокадного кольца исполнился 81 год, но в числе участников процессии как и всегда – те, кто помогал городу работать, выживать и выживал сам. Вопреки всему. Жители блокадного Ленинграда. Разные истории и судьбы, но одна на всех, как ее называют, ленинградская победа с горьким вкусом столярного клея и хлеба из бумаги и жмыха.
В череде памятных мероприятий это благодарность тем, кто отстоял город. Это они у репродукторов ждали вести о прорыве в январе 1943 года. Спустя 81 год они, несмотря на возраст, находят в себе силы нести цветы на Пискаревское кладбище.
"Вот это кожаное все крошилось. Сумки, ремни... Все крошилось в эту кастрюлю, где лежала эта плитка. И все это варилось четыре часа, а иногда и шесть часов. И вот это мы разливали уже, когда липнет, по тарелкам", – вспоминает жительница блокадного Ленинграда Тамара Грачева.
Фаина Иорданская вспоминает, как отоваривали продуктовые карточки. Скудный паек. Однажды из пригорода, чтобы получить 125 граммов хлеба на человека, они с мамой прошли 24 километра пешком.
"Не все доходили, некоторые здесь оставались и лежали. Мы ходили мимо склада. По-видимому, это был такой большой склад для дров или для чего-то еще. И в этом складе лежали трупы", – вспоминает жительница блокадного Ленинграда Фаина Иорданская.
Как они выжили – для самих блокадниц загадка. Как и то, откуда в ледяном голодном вихре брали силы работники коммунальных служб, учреждений культуры, театров.
"Билетов было не достать. Ходили на оперетту, показывали веселые спектакли. Работали парикмахерские – естественно, людям надо было стричься и бриться. Бани, конечно, работали, надо было мыться", – рассказал краевед, историк Алексей Ерофеев.
В воздухе зависли уменьшенные копии аэростатов. Тех, что мешали противнику при атаках, спасая жизни ленинградцев. Тематические плакаты, световые инсталляции в виде противотанковых "ежей". Город помнит. Историю не дают забыть и переписать музеи. В 1941 году значительную часть оборудования и работников Кировского завода эвакуировали на Урал. Но предприятие продолжало делать части снарядов, ложки, кружки, фонари. У станков стояли женщины и дети. И всё это под постоянными обстрелами.
"Немцы знали, в каком цехе что делается, и они этот цех обстреливали. Точечно. Но наши знали: немцы – педанты. Они утром обстреливают северную часть, вечером южную. Наши ребята что придумали: они ставили танки на платформы и перекатывали с одного места на другое", – отметил директор музея истории и техники Кировского завода Игорь Саврасов.
Огнем ростральных колонн, полуденным залпом пушки со стен Петропавловской крепости, вахтами памяти, минутой молчания 18 января вспоминают всех тех, кто как мог приближал этот прорыв.
Живых и погибших бойцов Ленинградского и Волховского фронтов, кто рвался под пулями навстречу друг другу, и тех, кто как мог поддерживал их боевой дух. Уникальные фотографии: лютый мороз – гостиница для артистов в блиндаже, а на сцене – циркачи.
"Это был или откинутый борт грузовика, или на скорую руку сколоченная сцена из бревен легкая. И обратите внимание, все происходит зимой. Бойцы в тулупах и шапках, а артисты в тонких костюмчиках", – рассказала сотрудница музея циркового искусства Юлия Осипова.
Сегодня в Петербурге сложно найти семью, кого не коснулась трагедия блокады. По разным данным, за эти 872 дня в городе погибло около 1,5 миллиона человек.
18 января блокадные тиски безвозвратно ослабли. Уже на следующий день в газете "Известия" на первой полосе вышла статья "Славная победа под Ленинградом". Генерал Жуков получил звание маршала. До полного снятия блокады оставался год и одна неделя. В город возвращалась жизнь.