в удобном формате
Все мечты некоторых политиков о стратегическом поражении России делает абсурдными ядерный щит нашей страны. Об этом говорили сегодня, в День работника атомной промышленности. Это относительно молодой профессиональный праздник. Тем не менее масштабы его истории поражают. О перспективах атома наши ученые задумались еще век назад, а сегодня их достижения и открытия позволили стране оставаться лидером в этом виде энергетики. Корреспондент РЕН ТВ Максим Прихода расскажет о том, как тройная круглая дата и большая выставка показали настоящий размах атомных планов.
Нужный эффект возникает еще до входа в основной зал, когда понимаешь, что на этой выставке даже элементы оформления – это отсылки к ядерным разработкам. В основе одной из инсталляций, например, лежит принцип размещения графитовых стержней в первом отечественном реакторе.
"Они совмещаются между собой, они создают вот эту динамику, которая сегодня взята из кратности брусков графитового построения реактора Ф-1", – объяснил заслуженный художник РФ, член-корреспондент Академии художеств художественный руководитель выставки Александр Конов.
Выставку "Эффект Курчатова – Александрова" открыли в День работника атомной промышленности. В год, когда эта самая промышленность отмечает сразу три круглые даты: 80 лет со дня создания легендарной лаборатории № 2, из которой потом вырос Курчатовский институт, и 120 лет со дня рождения самих Курчатова и Александрова. Их профессиональная связь была прочнее атомной.
Тут весь их путь. От первых исследований в ленинградском Физтехе до атомных подлодок и ледоколов. Между Курчатовым и Александровым не было конкуренции, была мощная синергия. И когда один ушел, другой продолжил его дело. В итоге атомную отрасль, воплощенную в жизнь руками Александрова, мы видим такой, какой ее задумывал Курчатов.
Во время осмотра выставки президент Курчатовского института Михаил Ковальчук берет инициативу и сам проводит экскурсию по выставке. Отмечает, что одно из проявлений "эффекта Курчатова – Александрова" – как раз в преемственности.
"Курчатов это все довел, а Александров все протянул. Ведь энергетика, которая была запущена при Курчатове, она бы так и умерла на Обнинской станции", – заметил Михаил Ковальчук.
А вот – сердце той самой Обнинской станции: первый в Восточном полушарии ядерный реактор.
"25 декабря 1946 года на территории Курчатовского института Курчатовым была реализована первая на Евразийском континенте цепная реакция на базе реактора Ф-1", – говорит Ковальчук.
Создание реактора Ф-1 – важнейшая веха сразу по двум пунктам. Во-первых, по эту сторону железного занавеса впервые были на практике подтверждены теоретические расчеты и данные разведки: управляемая ядерная реакция возможна. А во-вторых, первые микрограммы оружейного плутония были получены на нем. Атомный щит нашей страны ковался в спешке, когда планы ядерного нападения на СССР уже были утверждены.
"До сегодняшнего дня ракетно-ядерный щит защищает нашу страну. И сам факт существования ракетного ядерного щита делает абсолютно абсурдными мечты некоторых политиков на Западе о стратегическом поражении России", – сказал директор Службы внешней разведки РФ, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
А дальше были атомный флот – главное детище Александрова – и строительство АЭС во всех уголках СССР и не только. Атомные технологии открыли двери в космос, вглубь тайн человеческого организма, заложили основы микроэлектроники. Если говорить просто, это на плечах Курчатова и Александрова стоит вся сегодняшняя наука.
"Все, что у нас есть – это космос, это атомная энергетика, это оружие, это ядерная медицина, материалы, вычисление, компьютеры, – это все вытекло из атомного проекта, понимаете? Поэтому они переформатировали мир, сделав нас одними из главных игроков. Мы сегодня конкурентны в самых сложных высокотехнологичных областях в мире", – заметил Михаил Ковальчук.
"Эффект Курчатова – Александрова" многогранен. Он и в том, что синергия двух великих умов дает больше плодов, чем конкуренция, и в том, как важно правильно расставлять приоритеты. Но главный эффект испытывает на себе все человечество: современный мир безопасен, технологичен и наполнен энергией лишь потому, что таким его задумывали они.