Новые стандарты артиллерийского огня: попасть не в квадрат, а в конкретный окоп. Прямо в цель. Командир батареи говорит, что о такой точности прежде и не мечтали.
"В связи с тем, что у нас война, как говорится, чуть-чуть отличается, требования такие – пять, десять метров", – пояснил боец с позывным Кура.
Это не преувеличение. Воздушная разведка докладывает: на опорном пункте противника все еще есть движение. Вот боец ВСУ с бруствера заползает в траншею. Вот их уже двое на дне окопа. Следующий снаряд прилетает именно в это место.
Столь точно работают не профессиональные артиллеристы, а парни, которые еще восемь месяцев назад были гражданскими людьми. Теперь – бойцы дивизиона имени героя Великой Отечественной войны Хусена Андрухаева. Почти все из Адыгеи.
"Когда начинаются обстрелы, начинает что-то угрожать твоей жизни, вот в тот момент ты осознаешь, где находишься и как себя вести в таких условиях", – отмечает командир орудия с позывным Смайлик.
Начальник штаба дивизиона – военный пенсионер. Офицер еще советской закалки.
"На войне вообще нет времени расслабляться, обучение происходит очень быстро. Уже мобилизованным подразделение нельзя назвать. Научились артиллерийской науке, и мы уже ничем не отличаемся от контрактников, которые служат много лет", – подчеркнул начальник штаба артиллерийского дивизиона с позывным Волга.
Во время интервью разведка обнаруживает командно-наблюдательный пункт противника. Скопление техники, движение. При нас пришли новые цели, новые установки, и мы сейчас видим, насколько быстро орудие меняет направление и начинает вести прицельный огонь. Позже нам отдадут вот эти кадры – видно, как один из снарядов попадает точно в цель.
Там, где активно работает наша артиллерия, атаки противника захлебываются. На этой неделе ВСУ заявили о том, что им удалось взять село Опытное – в нескольких километрах от Донецкого аэропорта. Этот фейк опроверг заместитель командира 1-й Славянской бригады с позывным Монах. ВСУ действительно несколько дней подряд штурмовали Опытное, но все атаки были отбиты нашими бойцами.
"Противник пытается зайти в Опытное, пытается, но подразделения бригады, я еще раз повторяю, стоят на рубежах, которые были до этого, позиции для обороны подготовлены так же, все сектора пристреляны, ну в принципе шансов у них нет", – отметил заместитель командира 1-й Славянской бригады 1-го АК с позывным Монах.
Вот участники тех самых "накатов" со стороны ВСУ. Те немногие, кому удалось выжить. Они в плену.
"Нас погнали по минному полю, где начали подрываться, обнаружили себя. Было очень много раненых, "двухсотых", "трехсотых", в итоге я был ранен, контужен", – рассказал военнопленный Виталий Датюк.
Как говорят пленные, тех, кого гонят на штурм этого села, считают "смертниками". А само направление – проклятым.
"Никто не возвращался. Это были не бои, а что-то кошмарное. Лежали наши ребята или то, что осталось от ребят. Прилет какой-то, тьма, я очнулся – возле меня стояли бойцы РФ, которые мне дали воды попить, оттащили", – вспоминает попавший в плен украинский военный Александр Ольховик.
Примечательно, что Опытное не имеет стратегического значения для ВСУ. Просто оно ближе остальных сел к Донецку, и это делает его привлекательным с точки зрения пиара, ради которого о нашу оборону почти целиком стерли 36-ю бригаду морской пехоты.