в удобном формате
На минувшей неделе тема цен на продовольствие стала одной из самых заметных. В Сети появились пугающие прогнозы о неминуемом подорожании продуктов. Однако глава Минсельхоза Патрушев сообщил, что ситуация на рынке абсолютно стабильная, страна полностью обеспечивает себя всем необходимым. Его слова подтвердили и в Минпромторге. Там тоже не видят предпосылок для роста цен. Более того, в ведомстве допускают, что к осени стоимость некоторых видов товаров может даже снизиться. Но чиновники могут не учитывать один фактор – поведение производителей и продавцов. Они вновь решили выпустить на волю страшного зверя под названием "шринкфляция", это когда уменьшается вес или объем товара в привычной упаковке, но продается при этом по прежней цене. Корреспондент РЕН ТВ Кирилл Воробьев решил разобраться, чья ловкость рук в данном случае все равно может считаться мошенничеством, причем ненаказуемым.
Покупательская корзина снова похудела. Эталонный литр и килограмм на прилавках не найти. Вместе с ОНФ мы изучаем полки магазинов. Вывод один: производители продолжают уменьшать свои товары.
"Это десятки тысяч упаковок в день, то у тебя три эти процента становятся золотым дождем", – говорит руководитель бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев.
Молоко, крупа, макароны, масло, колбаса, хлеб. Меньше и вес, и упаковка. А еще литры переводят в килограммы. Есть и вот такие странные ценники – от 930 до 1000 мл.
Сколько на самом деле в пакете, не сразу поняли даже в лаборатории оценки качества молочных продуктов. Специалисты удивлены, как виртуозно обманывают покупателей.
Завод мелким шрифтом уверяет, что может быть три варианта веса. Конкретно здесь – якобы литр. На деле – 980 мл. Это шринкфляция в действии. Производители, чтобы сократить свои издержки и не потерять прибыль, сокращают вес товаров. При этом цены почти не меняют.
За последние пять лет почти все продукты похудели. Питьевой йогурт скинул 30 граммов. Макароны и крупы – 100. Сливочное масло – больше 50. Шоколадки – 18. Хлеб тоже стал меньше. В Рязани сбросил 14 граммов, а в Москве – в три раза больше.
Потребитель это замечает не сразу. А вот в производственных масштабах – огромная экономия и миллиардная прибыль. Пачка сосисок, например, этого комбината усохла на 50 граммов.
"Цена пропорционально не поменялась за килограмм. Но за штуку она меньше, потому что они на 50 граммов весят меньше", – поясняет исполнительный директор колбасного завода Сергей Солоденко.
Покупатель отдает те же деньги, но вот домой приносит все меньше продуктов. Потребителю снова и снова объясняют: все ради его же блага.
"Это забота о потребителе. Снижает количество потребляемых калорий", – отмечает Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации "Русбренд".
Распознать обман на бегу невозможно. Привычная упаковка внешне порой не меняется годами. Это касается молока, кефира, ряженки или соков. На первый взгляд, все как обычно. Но вот внутри напитка может оказаться меньше.
"Вот так выглядит производство тетрапаков. В эту заготовку войдет ровно 500 мл, и здесь форму не меняют десятилетиями. И уже сам производитель решает, сколько в нее налить", – показал корреспондент Воробьев.
Куда чаще удивительные метаморфозы происходят с товаром, который насыпают в яркие пакеты или пластиковые контейнеры. Главное – чтобы клюнул покупатель. И здесь дизайнеры буквально играют на чувствах.
"Человек идет в магазин, берет продукцию, он ее видит в объеме, он ее видит большой. Мозг считал, он увидел коробку – все нормально", – говорит владелец брендингового агентства Ольга Зайчикова.
Выбора просто не оставили.
"Все производители – в сговоре, покупателю ничего не остается, как быть обманутым", – считает Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза потребителей.
Шринкфляция – мировая тенденция. В США и Европе 50% объема товара уже занимает воздух. Такие махинации скрывают реальный рост цен. Выигрывает только продавец.
Сколько реально стоят товары, устанешь считать. В Госдуму уже внесли законопроект: хотят обязать продавцов указывать честную цену – за килограмм и литр. Вместе с инициатором проекта прошлись по магазину.
"Макет честного ценника: производитель, товар, цена за упаковку и цена за литр", – говорит депутат Госдумы Борис Чернышов.
Некоторые торговые сети уже ввели такую практику. Но и тут – подвох.
Две пачки гречки одного производителя: в одной – 800 граммов, в другой – 1,5 килограмма. Вот эта должна быть дешевле. Смотрим на ценник за килограмм.
Логика "чем больше, тем дешевле" здесь не работает. Стоимость килограмма одной и той же гречки, расфасованной на одном и том же заводе, отличается на 33 рубля.
Инициатива писать двойной ценник звучит не первый раз. Но в Минпромторге говорят, это излишне. В официальном ответе так и пишут: разный вес товаров – на разные запросы. Мол, к чему сложности. Указывать стоимость за килограмм бессмысленно. И вообще, на ценниках есть вся нужная информация. Магазины, кстати, тоже против. Якобы это усложнит все рабочие процессы.
"Будет меняться цена в зависимости от объема, качества урожая. Торговые сети будут нон-стоп заниматься вот этим пересчетом", – считает Мария Долгова, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Плеханова.
На деле вручную придется считать только маленьким точкам, в больших сетях процессы давно автоматизированы.
"Сотрудник будет брать информацию из компьютера, из системы, а стоимость килограмма она заложена сразу. Изготовить ценники – не большая сложность", – отмечает Андрей Карпов, председатель правления Российской ассоциации рынков ритейла.
Вопрос о честных ценниках решится в октябре. К вопросу уже подключилась и Генпрокуратура. Предложила установить единые требования к фасовке, чтобы поход в магазин перестал быть математической головоломкой, а клиент точно знал, что и по какой цене он покупает.