в удобном формате
С началом весенне-летнего сезона Россия опять столкнулась со старой и очень опасной проблемой. Только на уходящей неделе как минимум в 10 регионах страны пожары уничтожают не только тысячи гектаров леса, но и целые населенные пункты. Самое страшное ЧП – в Свердловской области. Жители поселка Сосьва оказались в настоящем огненном аду. При этом надо четко понимать, эпитет "природный" в большинстве случаев имеет весьма условное значение. Корреспондент "Известий" Кирилл Солодков подтверждает: как правило за каждым конкретным пожаром и каждой подобной бедой стоят конкретные люди.
120 домов, несколько предприятий, исправительная колония. Почти половина старинного поселка Сосьва перестала существовать. В огне погибли два человека.
"Махом! Такого не было, чтобы поселок, чтобы до железной дороги, до речки Сосьвы дошло", – говорит житель поселка Сосьва Дмитрий Белоусов.
Три вертолета, десятки бригад МЧС и два пожарных поезда не могли справиться с огнем почти трое суток.
"Даже страшно просто смотреть было. Температура, вот эти все штабеля досок, это все горело", – рассказывает начальник пожарного поезда Александр Куликов.
"Лесозаготовка и лесопереработка — основной и, пожалуй, единственный промысел в Сосьве. С двух сторон поселок окружен крупными пилорамами, которые и стали для огня основным и очень мощным источником топлива", – говорит корреспондент.
Два очага вспыхнули практически одновременно с разницей в несколько минут. За короткое время часть поселка оказалась в огненном котле. С одной стороны горела лесопилка Натига Мамедалиева, с другой — пилорама Натига Мамедова. Шквалистый ветер и сухая трава превратили клубы пламени в огненный шторм. Когда от домов остался только пепел, запылало народное недовольство.
"Лесу стало там еще больше, навозили! Лесу, отходов. Со всех сторон меня заложили", — возмущался житель Сосьвы.
"Там постоянно этот горит опил. К людям прибегают, говорят: "Шланги раскиньте, документы соберите", — сказала жительница Сосьвы.
Именно от лесопилки Натига Мамедалиева, по словам очевидцев, языки пламени перешли на исправительную колонию, а затем — на частные дома.
"По территории предприятия пожар распространялся молниеносно. Некоторую технику даже не успели вывезти. Например, вот этот лесовоз так и остался стоять в гараже. Огонь уничтожил его буквально до основания", — рассказал корреспондент.
На лесопилке появился ее владелец на роскошной иномарке. Натиг Мамедалиев — настоящий лесной барон. Свою продукцию поставляет по всей России. Уверяет, в этом пожаре он — пострадавший, но никак не подозреваемый.
"Тут 15 тысяч кубов леса лежало. Видите, ничего нету. 3,5 тысячи кубов доски лежало — его нету", — жалуется владелец лесоперерабатывающего предприятия Натиг Мамедалиев.
Рабочие показывают, откуда мог прийти огонь. Чем ближе к месту, тем тяжелее дышать. Повсюду — выжженное поле.
"Это место на окраине Сосьвы в народе называют "биржей". Когда-то здесь располагалось предприятие ГУФСИН, но уже несколько лет территория заброшена", — говорит корреспондент.
Покосившиеся вышки и колючая проволока — то немногое, что осталось. Под слоем грунта — разобранные деревянные бараки, их утилизировали как попало.
"Вырыли рвы, хоронили просто туда все эти щепки, и подожгли. Думали, прогорит и сравняется", — рассказал рабочий лесопилки Николай Михеев.
Уже арестован специалист по пожарной безопасности из местной администрации, а также управляющий второй сгоревшей лесопилкой Газанфар Мамедов. В день задержания он записал обращения к землякам.
"Мы у себя отходы лесопиления увозим в поселок Кошай в котельную. У нас есть договора. Не подумайте, это договора не задним числом. Это со стороны улицы Московская, там ИП Дитковский, туда свозим горбыль, всегда горела эта сторона", — заявил Газанфар Мамедов.
"Вот видите, "пожарки" сейчас пытаются тушить. Вот, периодически там жгут горбыля", — показал место, где сжигали горбыль один из рабочих Мамедовых.
На лесопилке Мамедовых встречает вся семья. Говорят, что из них хотят сделать "козлов отпущения". Сестра арестованного Газанфара рассказывает: в день пожара она несколько раз безуспешно звонила по номеру 112 и даже записала эмоциональное видео.
"Вот, горим. Никто не идет на помощь, никто", — говорила в видео сестра Мамедова.
А до этого она жаловалась на соседнюю лесопилку, где якобы работали с нарушениями.
"Мы неоднократно обращались и в полицию, и в администрацию, что там неоднократно этот мусор поджигает соседняя пилорама. Но все наши усилия были бесполезны", — рассказывает женщина.
С высоты, действительно, хорошо видны тлеющие кучи. Вот только установить, кому они принадлежат, очень сложно. На этом небольшом пятачке работают сразу пять предпринимателей.
"Многотонные горы опила, напоминающие песчаные дюны, по сути, отходы производства древесины. Правильные лесопилки все это собирают и увозят в котельную на утилизацию. Но, а те, кто хочет сэкономить — просто поджигают на месте", — говорит корреспондент.
На территории бизнесмена Дмитрия Дитковского, о котором рассказывали Мамедовы, кажется, единственная крупная лесопилка, которую не затронул огонь.
"Периодически, да, сжигали горбыль, но в зимний период, когда снег, либо в дождь, когда ливень. В такую сухую и ветреную погоду — никогда не сжигалось", — рассказал владелец пилорамы Дмитрий Дитковский.
Искать правду теперь предстоит следователям. Глава поселка, который должен был следить за соблюдением требований и штрафовать нарушителей, только разводит руками.
"Я издал свое постановление, запрещающее сжигать. Я что, должен стоять и тушить, с ведрами бежать?", — задается вопросом глава Сосьвы Геннадий Макаров.
Глядя на происходящее в Сосьве, удивительно, как поселок вообще не сгорел целиком. Почти у каждого дома — горы горбыля и опила.
Возможно, этот урок выучат в других регионах. Однако вот в Забайкалье уже не успеют. Там страшный пожар из-за отходов мебельного комбината. Как и в Сосьве пламя перебросилось на дома. Пылает и Курганская область. Если бы не пожарный поезд РЖД, то все могло закончиться гораздо хуже. Спасатели не только тушили пламя прямо с состава, но и заправляли с его помощью пожарные машины.
Пожароопасный сезон в России в этом году начался раньше обычного. Горит не только Урал, но и иные регионы. Ветреная сухая погода сохраняется, а значит, и угроза новых возгораний тоже.