в удобном формате
На встрече с российскими предпринимателями Владимир Путин подтвердил, что Россия меняет саму модель экономического развития. Увы, в некоторых структурах считают, что сейчас самое время попытаться поймать рыбку в мутной воде и отхватить себе лично кусок пожирнее. В пятницу ФСБ задержала, а суд отправил под стражу сразу нескольких высокопоставленных сотрудников Федеральной таможенной службы. Корреспондент "Известий" Дмитрий Вахницкий обратил внимание: поимка с поличным такого количества обладателей погон с большими звездами в одной службе может говорить о существовании целой системы с возможным покровительством на самом высоком уровне.
Деловой климат, инвестиционная привлекательность, бизнес – среда – это не просто термины. Именно они определяют и уровень экономики, и качество нашей жизни. В условиях внешнего прессинга и западных санкций работу перестроили тысячи заводов, фабрик, сельхозпредприятий. Многим пришлось искать выходы на новые внешние рынки. Логистика стала ключевым фактором.
"Многие крупные игроки ушли с рынка, соответственно, сейчас идёт нарушение логистических цепочек и очень тяжело возобновить поставки в том объёме и с той скоростью, которая была раньше", – напомнил генеральный директор логистической компании Андрей Савинов.
А еще на пути товаров из России, да и в нашу страну – сотни невидимых препятствий, обойти которые бизнесу крайне сложно. Но у каждой проблемы есть конкретное имя и звание. В Басманном суде Москвы – генерал Александр Беглов, замначальника Центрального таможенного управления, и полковник Александр Алеев из Центральной акцизной таможни. Оба суровы и максимально сосредоточенны.
Задержаны за взятку. 50 тысяч долларов от двух предпринимателей. По данным следствия, во время обысков у них дома изъяты 40 миллионов рублей. Хотя Беглов, судя по декларациям, отложить такую сумму с зарплаты никак не мог – в год зарабатывал не больше 2,5 миллиона.
За что именно бралась взятка – не сообщается. Но мы узнали, что один из коммерсантов торговал бытовыми приборами. Второй участник теневой сделки, бывший таможенник Дмитрий Красногорский, скорее всего, мог быть посредником.
Дело не только в нарушении закона. Бизнес –среда – не инкубатор и не замкнутое пространство. Когда предпринимателя вынуждают платить, а он сам становится фигурантом дела, фирма перестает существовать. Ростовский коммерсант Александр Хуруджи не понаслышке знает, что такое "давление на бизнес".
"У меня достаточно успешный бизнес был, и было сфабриковано уголовное дело, в результате которого меня посадили в следственный изолятор. Вот пока я там незаконно содержался, мой бизнес захватили рейдеры", – рассказал предприниматель и правозащитник Александр Хуруджи.
В итоге Александра оправдали. Говорит, что стиль нулевых ушел в прошлое, и что такой системной поддержки бизнеса, как сейчас, не было никогда. С этим согласны многие.
"Беспрецедентно низкое давление со стороны контроля надзорных органов – вся политика государства направлена как раз сейчас на то, чтобы тот бизнес, который работает легально, был как раз конкурентен", – объяснил вице – президент "Опоры России" Дмитрий Петровичев.
Контуры новой экономической модели понятны. И одним из важных элементов является Федеральная таможенная служба, которая должна в масштабах всей страны обеспечить быстрое прохождение товаров, собрать платежи и передать их в бюджет.
"Ежегодно через российскую таможню проходят сотни тысяч фур и контейнеров. Перемещение и доставка миллионов тонн грузов – основа развития и координации всех отраслей экономики. А международная логистика всегда была пространством, где конкурировали целые государства. Чем проще и прозрачнее оформление экспорта – импорта, тем выгоднее. И наша страна проигрывает даже на своем поле, в рамках ЕАЭС. Бизнес уходит к соседям – в тот же Казахстан и Киргизию", – уточнил корреспондент Дмитрий Вахницкий на месте событий.
Там проще, дешевле и быстрее. Например, на одном из забайкальских КПП очередь из фур. Стоят по две – три недели, рассказывает Виталий Русаков. Его компания возит грузы в Китай и обратно.
"На Забайкальском пограничном переходе надо бегать от окна к окну: какое окно освободится – туда и бежишь. Иной раз приходится по кругу ходить, а потом утром приходит смена меняться и интересуется, почему не уведомили до утра", – поделился владелец компании – перевозчика Виталий Русаков.
Формально в рамках ФТС есть "Электронная таможня". Но только формально. Судя по очередям, цифровизация провалена, как и реформа самого ведомства. За 10 лет – ни одного значимого шага вперед. Зато арестов – хоть отбавляй. И речь идет именно о тех, кто занимал руководящие посты. Генерал – лейтенант ФТС Александр Кизлык 1 марта этого года отправился в колонию на 10 лет. Помогал тем, кто вывозил за границу крупные суммы валюты без декларации.
Задержания с поличным стали массовыми и вышли в публичное пространство, когда врио главы ФТС стал Руслан Давыдов. Кстати, именно он отвечал и за внедрение автоматических процедур, и за проект "Электронная таможня". Эти направления он курировал без малого шесть лет.
Как на самом деле проходила цифровизация: январь этого года – арестован глава IT – отдела ФТС Дмитрий Васильев. По версии следствия, помогал бизнесменам выиграть госконтракты. Эпизодов много, размер последней взятки – 25 миллионов рублей. Главный борец с коррупцией в ФТС Дмитрий Мурышов тоже в суде.
"На самом деле, весь таможенный бизнес завязан чётко по цепочке. Там нет людей, которые говорят " не знаю". Все знают. Все, кто работают внутри таможни, здесь знают: кто за кем стоит, за каким таможенным складом, кто получает, сколько получает. Самое обидное – все всё понимают. Вот это самая большая проблема", – рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета, член совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.
Еще одна примета высокого уровня коррупции – огромное количество посредников, которые предлагают услуги по оформлению документов для таможни. А еще есть тысячи компаний с приставкой "Карго". Таможенные брокеры объясняют: это верный признак того, что фирма может возить товар через границу без документов.
"Карго" – это как Карго –доставка. Это такое благородное название контрабанды. Никто не будет в интернете продавать объявления типа "контрабандная доставка из Китая". У каждого карго-перевозчика есть свои каналы. Он привозит этот груз, который будет оформляться у того таможенника, с которым есть какая-то договорённость", – объяснил таможенный брокер Владислав Волков.
А если мимо кассы, то и мимо государственной казны. По оценкам экспертов, бюджетные потери от ФТС оцениваются в триллион рублей. Системная коррупция – самая опасная, особенно в нынешних условиях.
"В условиях жесткой санкционной политики по отношению к нашей стране имеется проблема с поставкой ряда товаров. А таможенники, которые таким вот образом "оформляют" товары, забирая себе какие-то деньги, предоставляя право на беспрепятственный въезд одним товарам и закрывая путь другим, – по сути дела создают наценку", – подчеркнул юрист Илья Ремесло.
А еще отбивают у бизнеса желание работать честно и прозрачно, хотя государство прилагает к этому немало усилий. Один пример: проект "Трансформация делового климата", в рамках которого в два раза снижены штрафы за невозврат экспортной выручки.
"Бизнес ещё несёт большую социальную ответственность за своих людей. У нас –трудовые коллективы, которым нужна зарплата. Во время санкционного давления на нашу страну как раз взаимодействие бизнеса и власти поменялось –нужно всегда понимать, а как ты, бизнес, себя чувствуешь", – добавил президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
Порой бизнес чувствует себя неважно и нуждается в защите не от внешних угроз, а от внутренних. Серия скандальных задержаний функционеров ФТС – как прививка от "таможенной лихорадки", которая опасна и представляет угрозу для всей страны.