window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 февраля 2023, 04:40

Благочестивый убийца: почему Сергею Фургалу могут продлить срок

Осужденному за заказные убийства Фургалу могут продлить срок наказания
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Фото: © РИА Новости

В пятницу суд вынес приговор бывшему губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу. Ему предстоит провести 22 года в колонии строгого режима. Процесс во многом беспрецедентный. Губернаторов в нашей стране отправляют за решетку не первый раз, но все предыдущие подобные дела так или иначе были связаны с коррупцией. Тут история куда страшнее. Как ни пытался Фургал придать своему делу политический окрас, его признали виновным в совершении весьма тяжких уголовных преступлений заказных убийствах.

Причем, что важно, вердикт выносил суд присяжных, на чем настаивал сам обвиняемый. То есть процесс был состязательным, открытым и проходил по всем канонам права, где доказательства обвинения оказались весомее аргументов защиты. Причем корреспондент "Известий" Дмитрий Вахницкий, который следил за делом бывшего главы региона с самых первых дней, не исключает, у следствия еще может быть продолжение.

Благочестивый убийца: почему Сергею Фургалу могут продлить срок

Такую палитру эмоций редко увидишь. Экс-губернатор Хабаровского края Сергей Фургал улыбался, грустил, уходил в себя, что-то прикидывал в уме. Чувства менялись каждое мгновение. И даже после обвинительного приговора Фургал, кажется, не верил, что губернаторская "броня" не сработала. 

— Губернатора, и обвинить его в создании банды. Банды! Не просто там чего-то, а именно банды, которая занималась убийствами, покушениями на убийство. Банда! 

Врач по образованию, бизнесмен, депутат, глава региона. Все это Сергей Фургал. И почти 20 лет этот обаятельный и улыбчивый человек тщательно скрывал кровавый след, который тянулся за ним с 2004 года.

22 года колонии строгого режима за покушение на бизнесмена Александра Смольского и расправы над предпринимателями Евгением Зорей и Олегом Булатовым.

С момента задержания до вынесения приговора прошло два с половиной года. Материалы уголовного дела это 80 томов. А еще десятки свидетельских показаний уже во время процесса. Причем речь шла именно о тяжких преступлениях заказных убийствах. А вину экс-губернатора и его сообщников прежде всего посчитали доказанной присяжные.

Евгения Зорю убили в 2004-м, чтобы получить здание бывшего завода. Компания "МИФ-Хабаровск", которой тогда руководили Мистрюков и Фургал, отсюда и название фирмы, располагалась по соседству. Сначала судились, вспоминает жена.

"Потом начались угрозы, и я присутствовала при встрече и с Фургалом, и с Мистрюковым. Когда угрозы стали очень серьезными, Женя принял решение, что хватит, мы обращаемся в суд. Они сказали — вы пожалеете еще о том, что не соглашаетесь сейчас просто отдать нам этот тупик", — рассказала она.

Когда Фургал понял, что проигрывает, Зоря был убит у собственного дома. Восемь выстрелов в упор. Друг Юрий Егоров видел его за несколько часов до смерти.

"В последний вечер, когда он приехал, он сказал — это уже последняя инстанция, оспорить будет сложно и я, похоже, что выиграл", — вспоминает он.

В гараж другого конкурента, Андрея Смольского, бросили две гранаты. Он чудом выжил и спрятался в глуши Амурской области. Только "Известиям" удалось разыскать его после задержания экс-губернатора.

— Я говорить ничего не буду, и не желаю, и просто не хочу.

Банда не щадила даже своих компаньона Фургала, Олега Булатова, убили выстрелом в голову. Он знал, кто именно велел устранить Евгения Зорю.

По версии следствия, структура клана выглядела так. Распоряжения отдавал Сергей Фургал. Андрей Карепов, он получил 21 год строгого режима, находил исполнителей. С Евгением Зорей разобрался Андрей Палей, срок в 17 лет. Булатова убил Марат Кадыров. 9,5 года колонии. Именно с помощью этих людей Фургал создавал свой начальный кровавый капитал, который потом правильно вложил, и пришел во власть.

"Фургал — это был жесткий клан, с жестким подчинением, с жесткими вертикалями — со всем тем, с чем работает клан. Закрытая система, которая наказывает всех тех, кто действует не в соответствии с требованиями этой системы", — заявил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Первый серьезный шаг во власть кресло депутата в Госдуме. Но вот должность своего помощника отдал хабаровскому криминальному авторитету Михаилу Тимофееву. Его "молодчики" охраняли производственные объекты фирмы Фургала. А еще группировка славилась жестокостью, вспоминает бывший владелец транспортного бизнеса Андрей Никонов.

"Применялись очень сильные, жесткие силовые методы. Было множество и угроз жизни, в том числе и мне тогда поступала угроза. Отсюда и завернулась вся история вымогательства у водителей, которые занимались частным извозом. Людям говорили, что, возможно, если вы не захотите оплачивать дань – тогда был слишком развит рэкет, то ваш автомобиль будет сожжен", — отметил он.

Влияние клана росло вместе с карьерой Фургала. Стал губернатором, а помощником назначил Андрея Карепова, который раньше подбирал киллеров. И эта команда, а скорее ОПГ, по сути определяла жизнь целого региона. Связи были во всех "нужных" структурах.

"Безусловно, сами по себе преступные группировки не могут долгое время существовать ни в одном регионе, если у них не будет связей с правоохранительной системой, с системой надзорных органов, судебной, законодательной и исполнительной властью. У людей начинает формироваться ощущение, что определенный ряд лиц являются просто не наказуемыми в принципе", — подчеркнул подполковник ФСБ в запасе Александр Беляев.

Тот, кто имел несчастье перейти дорогу Фургалу, платил за это своей жизнью.  Романа Сандалова убил личный водитель экс-губернатора. За отказ сдавать металл без оплаты, рассказывает "Известиям" мать Романа.

"Руководителем этих филиалов был Фургал Сергей Иванович, на тот момент он был директором по сбору и сбыту металла. Это только сволочи, подлые люди, без войны убили человека ни за что ни про что, за какой-то металл гребаный", — заявила Наталья Сандалова.

Особую страсть к металлу Фургал сохранил и на губернаторском посту. Но вышел уже на федеральный масштаб. Сначала получил контроль над комбинатом "Амурсталь". Вместе с прежним партнером по бизнесу Мистрюковым и бывшей женой Ларисой Стародубовой. А затем пролоббировал запрет на экспорт металла из России для всех фирм страны. Кроме "Амурстали".

Оставаться невидимкой для силовиков долгое время помогал простой трюк. В протоколах меняли одну букву в фамилии. И из Фургала он превращался в Фургана. Вроде мелочь, но в базах данных не числился. Пока дело не взяли под контроль федеральные органы.

"В последние годы преступления с каждым годом становятся все более изощренными и все более жестокими, и те лица, которые совершают подобные преступления, они так или иначе пытаются пролезть всяческими путями к власти. Это очень важно, что человек, независимо от должности, независимо от того, какие у него сегодня полномочия, какие у него деньги, статус, много, много что другое, если он совершает преступления, он будет нести наказание", — отметил заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Фургал так и не признал вину. И даже в зале суда, похоже, чувствовал себя губернатором. Забыв, правда, что регион под его управлением скатывался в экономическую пропасть, несмотря на огромный потенциал. Фургал был той самой "элитой" из 90-х, который пришел во власть в 2000-х, чтобы утолить свои аппетиты. Теперь за это придется ответить.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1075218 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1075218')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1075218', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1075218', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1075218(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1075218(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })