в удобном формате
В России участились случаи рейдерских захватов домов со стороны управляющих компаний. Обслуживающие организации проводят настолько тайные собрания, что жильцы не знают о них до последнего. По статистике, примерно каждый десятый протокол поддельный. Проблема стала настолько распространенной, что над ее решением задумались в Госдуме. Там готовят отдельный законопроект. Сможет ли он помочь, попытался выяснить наш корреспондент Кирилл Ольков.
Эта не просто ошибка в одном слове, а сплошная ложь. Жителям дома по улице Курыжова выбора как раз не оставили. Они голосовали за одну управляющую компанию, а им навязали другую.
"Выбрали мы УК "Дружба", с первого июня мы вошли в "Дружбу", а потом оказалось, что с первого августа нас забирает "Компас". Якобы они раньше провели голосование, о котором никто не знал", - рассказала жительница дома по улице Курыжова Екатерина Балашова.
За "Дружбу" проголосовал почти весь дом. За управляющую компанию "Компас" единицы. Но она все равно каким-то образом завладела этой территорией. Дело дошло до суда, протокол голосования признали недействительным. Но пока шли разбирательства, "Компас" успел провести повторное тайное собрание.
"Люди не знают когда происходило голосование: проверив документы от 16 ноября, выяснено, более 50 процентов бюллетеней – с подделанными подписями собственников", - рассказала Ирина Ахмедова, юрист собственников квартир дома 28 корпус 1 по улице Курыжова.
В протоколе общего собрания стоят подписи собственников двухсот шестидесяти квартир. Хотя сами жители признаются, что они вообще не голосовали. Надежда Щукина впервые видит этот документ.
"Нет, не моя подпись. Я вот так расписываюсь", - заметила жительница дома Надежда Щукина.
Чтобы понять, как "Компас" набрал необходимый кворум, хватит и одного взгляда на протокол. Слева – оригиналы (это обращения жителей в полицию с требованием признать их подписи в бюллетенях недействительными). Справа стоят поддельные автографы, которые они якобы поставили в протоколе собрания.
Еще раз посмотрим на документ: один и тот же человек в двух местах расписался по- разному. Факт явной подделки подтверждает экспертиза профессионального графолога.
"Если мы внимательно посмотрим, здесь композиция совершенно разная. Вторая подпись более перегружена, чем первая. Человек когда расписывался второй раз, стал волноваться – сопоставлял с первой", - сказал графолог Дмитрий Смыслов.
Наши журналисты показали протокол представителю управляющей компании "Компас":
– Вот заявление Валиевой, что она не голосовала. Вот в протоколе тоже Валиева – как будто она голосовала...
– Какую информацию нам предоставили, такую мы и подали в ГЖИ. Возможно, там жилец сказал, что за нее муж подписал, - заявил начальник участка УК "Компас" Сергей Черняев.
Вот только вряд ли жители дома стали бы голосовать повторно за это: стекла выбиты, плитка развалилась, батареи оторваны, пожарные шланги отсутствуют.
За полгода своего управления "Компас" довел дом до разрухи, а его жителей – до отчаяния. Коммунальщики из "Дружбы", которую и выбрали жители, сделали больше всего за месяц.
"Провели ремонт цоколя здания, не успели только покрасить, потому что произошел захват другой УК. Отремонтировали разбитую плитку, сделали ремонт кровли", - сказал Владимир Сазонов, генеральный директор УК "Дружба".
Из достижений УК "Компас"– лишь постоянные переезды с места на место. На бывшем юридическом адресе главного офиса фирмы теперь нет даже вывески.
Прокуратура по запросу "Известий" сейчас выясняет, как поддельный документ мог попасть в государственную жилищную инспекцию (там комментировать этот факт не хотят).
Впрочем, по словам экспертов, у жилинспекции связаны руки. Проверять подлинность протоколов общего собрания они не могут.
"Их задача – хранение протоколов в отдельных помещениях в течение трех-пяти лет, если суд их потребует", - сказал эксперт в сфере ЖКХ Павел Склянчук.
Недобросовестные управляющие компании охотно пользуются этим законодательным пробелом. И больше всего их интересуют новые дома, как раз такие, как на Крыжанова. Затраты на их содержание минимальные, а прибыль огромная.
"Все деньги, которые не были потрачены на содержание дома, к концу года УК может считать своей прибылью. Спокойно можно собирать огромные суммы, класть себе в карман, и это создает мотивацию для захвата таких домов", - объяснил Светлана Разворотнева, зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
Видимо такой же стратегией руководствовались и представители управляющей компании "Компас". Впрочем, не только они. По словам экспертов, каждый десятый протокол общего собрания в России – фальсификат с подделанными подписями. Его достоверность никто не проверяет. И неважно, сколько было собраний, законным всегда признается последний протокол, а победа за той компанией, которая его принесла в жилинспекцию. Отсюда и вся коммунальная чехарда.
"Уже есть законопроект, который обязывает УК, за которую проголосовали собственники, отработать минимум год, чтобы не было случаев, что прошло несколько дней – и зашла новая", - заметил Александр Якубовский, член комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан.
Впрочем, жители дома по улице Курыжова надеются, что эта норма их не коснется. Не хотят еще полгода терпеть "Компас". Они снова собираются идти в суд, чтобы вернуть свою законную "Дружбу", которой они так дорожили.