в удобном формате
Бои на артемовском направлении – одни из самых ожесточенных. По данным нашей разведки, ВСУ несут очень серьезные потери, и не только на поле боя. Многие сейчас предпочитают сдаться в плен российским военным, видя, как свои же превращают их в пушечное мясо.
Еще один важный пункт в сражении за Артемовск – это городок Майорск, и не только с военной точки зрения. Во-первых, именно через него когда-то проходил рубеж, навсегда расколовший Украину в 2014 году. Во-вторых, освобождение Майорска позволит восстановить нормальное водоснабжение нескольких районов Донбасса. Киев здесь так же, как и в Крыму, использовал воду в качестве оружия против мирного населения.
Вместе с военными в город одним из первых вошел военный корреспондент "Известий" Семен Еремин.
"Вот она, табличка "Майорск". Въезжаем на территорию города. И впервые будет пресса работать после взятия этого населенного пункта. Над ним установлен полный контроль, и движение за его территорию продолжается", – говорит Еремин.
Бывший передовой блокпост – один из ключевых рубежей украинских укреплений на подступах к небольшому, но важному городку. Еще пара минут и начинается застройка. Узловая железнодорожная станция не работает все без малого девять лет конфликта. Офицер с позывным Серб говорит, что нужно немного переждать в подъезде – машину наверняка "срисовали" с воздуха.
"Метров пятьсот – там уже дорога на Дзержинск, там у них укрепрайоны. Но скоро они будут наши", – подчеркивает Серб, офицер третьего батальона третьей бригады армии ДНР.
Майорск бойцы третьего батальона третьей бригады армии ДНР прошли за три недели. Укрепились и только потом согласились принять журналистов. Группа "Известий" была первой.
Линия опор освещения, мачты расположены вдоль дороги. Это как раз путь сообщения между Дзержинском и Артемовском – очень важная дорога, и перерезать ее для наших военнослужащих было крайне важно. Для того чтобы сообщение между эти двумя населенными пунктами, городами было прервано.
Теперь снабжение артемовской группировки для ВСУ затруднено. А прежде по трассе чередой шли колонны – техника, боеприпасы, провизия.
Выезд в сторону – артемовская трасса, там находится КПП "Майорск", который работал долгое время в период действия Минских соглашений. Здесь пролегала граница между территорией, которую контролировала Украина, и Донецкой Народной Республикой, Орловский район. Больше КПП не актуален.
Пограничный пункт был укреплен с особой тщательность. Вокруг прорыта густая сеть окопов с блиндажами, огневыми позициями, вокруг – минные поля. Словом, целый городок. Сейчас масштаб уже не оценить, все разбито артиллерией.
"Это у них первая позиция была. Если вправо поглядеть, там еще много-много позиций было. Вот это их первая линия обороны была. С помощью артиллерии ребята сюда заходили, принимали здесь бой. И теперь это уже все наше, как видите", – говорит Крот, офицер третьего батальона третьей бригады армии ДНР.
В одном из эпизодов противостояния сослуживцы Крота взяли шестерых пленных. Вот идет перестрелка – в окопах украинцы, их штурмуют. Вот один из наших бойцов, атакуя блиндаж, получает пулю – его оттащат, окажут первую помощь, все будет в порядке. А вот и момент пленения: измотанный огнем противник решает сдаться – солдат по одному выводят из укрепа, укладывают на землю, обыскивают. Они пополнят обменный фонд.
Отступая, украинские военные бросали тела своих погибших товарищей. Некоторых из них до сих пор нет возможности похоронить – неоправданный риск, можно попасть под огонь дальнобойных пушек. Ну или под самодельные бомбы. Съемочной группе "Известий" повезло – день выдался ветреным, значит, не так опасно.
"ВОГи и гранаты сбрасывают с квадрокоптеров. Сейчас это очень распространено стало. Там повыше – еще сильнее дует. Поэтому прицелиться и попасть таким боеприпасом в такую погоду очень сложно. Ну, самое время погулять", – подчеркивает Еремин.
Теперь по многострадальному Майорску бьет противник. Хотя гражданского населения здесь уже нет – последние месяцы всю местную инфраструктуру ВСУ использовали под свои нужды.
От детского сада мало что осталось. Здесь видны укрепления на входе – мешки. Здание давно уже не работало как детский сад: во-первых, линия соприкосновения; во-вторых, это расположение украинских военных.
– Какие подразделения тут стояли?
– Украинские. Да тут и 124-й центр был. Каких только не было – ассорти.
Осматривая здание, Серб находит непонятно как оказавшийся здесь небольшой флажок СССР. Бережно убирает в карман. Ему за сорок – рожден в Союзе. А Крот делает еще один важный акцент, почему занять Майорск было так важно.
"Канальная дорога тут еще идет. Кунальская дорога, мы от нее питаемся водой. То есть Горловка, Енакиево, Донецк – все вот эти наши города. Из-за чего у нас сейчас нету водоснабжения, оно вот тут было перекрыто", – объясняет Крот.
Дефицит воды – старая наболевшая беда. Киев годами создавал проблемы с водоснабжением. Обстрелы трубопровода "Северский Донец – Донбасс", разрушение насосных станций. Восстановить подачу можно, только освободив территории, откуда идет вода, вплоть до Славянско-Краматорского района. Майорск – один из важных этапов в решении этой задачи.