Интеграция четырех новых регионов набирает скорость и затрагивает экономическую, финансовую, кредитную и правовую сферы. Промышленность – особенно, ведь тот же Донбасс – край шахтеров и металлургов, земля рабочих.
Луганский завод арматуры производит продукцию для теплогазоснабжения, химпромышленности и нефтедобычи. Дела пошли в гору, как ни странно, после 2014 года, несмотря на бомбежки и санкции. Сыграла полная переориентация на российский рынок. Ни один цех предприятия не стоит без работы. Загруженность производства – 100%. И вся продукция покрашена, упакована и идет в Россию буквально с колес.
"Нет таможни. Машины стояли в очереди по нескольку дней, сейчас этого нет. Конечно, это способствует быстрому получению сырья и скорейшему производству продукции", - объяснил гендиректор завода "Маршал" (ЛНР) Сергей Обратенко.
На перемены надеются и донецкие шахтеры.
"Ждем стабильности. Окончания боевых действий", - говорит замначальника участка шахтного транспорта (ДНР) Дмитрий Стальнов.
Несмотря на финансовые трудности, продиктованные войной, они каждый день спускаются в шахту. Порода такая – шахтерская, закаленная на генетическом уровне поколениями предков. И они, как никто, заслуживают лучшей жизни.
"Стабильности, чтоб все работало. И было где работать, семью кормить", - рассказывает о своих желаниях шахтер Сергей Иванчук.
В Запорожье воскрешают заглохшие при киевском режиме заводы. Три асфальтобетонных вернули из забвения, чтобы впервые по российским стандартам отремонтировать участок дороги "Бердянск – Мелитополь" - главной трассы региона.
"Порядка 50-60 единиц техники. И порядка 80 специалистов работает на дороге. Стараемся побыстрее выполнить все", - говорит один из рабочих.
Лучшего, чем при Украине, ждут и в медицинской сфере. В запорожские больницы пришла самая большая за последние годы партия медикаментов - 160 тонн.
"Противовирусные, противовоспалительные, антибиотики. И впервые - вакцину от коронавируса", - перечисляют в местном Минздраве.
Все это пациентам полагается бесплатно. Прежде было по-другому. При Украине это все надо было покупать. Бесплатно для новых граждан России обходится замена воительских удостоверений и номерных знаков.
"Оплаты никакой не требуется. И в течение 15 минут мы отпускаем – очередей у нас нет. Вот такие номерные знаки получают они, техпаспорт - 185 регион", - говорит начальник Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Запорожской области Марьян Блажевский.
В Херсоне будет 184-тый регион на номерах. Тут возвращение в Россию также идет полным ходом. Вот бывшая русская школа имени Потемкина. При ее украинизации, а по сути - ликвидации, большого мужества стоило сотруднице библиотеки сберечь русские книги. Она их спрятала. И вот только сейчас, после освобождения Херсона, вернула на полки: русские былины, "Слово о полку Игореве", древнерусская литература.
Непростая и парадоксальная задача - адаптировать русских детей к русскому языку, но благодаря грамотным педагогам, – посильная.
"Адаптация у детей проходит достаточно быстро. Херсон изначально – русский город. Только в последние годы началась украинизация жесткая, и русских классов стало меньше", - рассказывает учитель русского языка и литературы одной из школ Херсона Андрей Мухин.
Российские учебники, в отличие от харьковских (там их печатали), не пестрят грамматическими ошибками. Что касается украинского языка, то он тоже остается. В каждой школе предусмотрен факультатив. Правда, ни у кого из родителей желания привести туда ребенка пока не возникало.
"Когда у нас были украинские школы, и у детей не было русского языка, они все равно на переменах общались на русском между собой", - говорит замдиректора по учебной части одной из херсонских школ Алла Батова.
Недолог век на русской земле и украинской гривны. Пока ее принимают на освобожденных территориях, но лишь до Нового года.
В Луганске еще до референдума появились первые российские банкоматы. Закончилось время поездок через таможню в Россию за наличкой – теперь деньги можно снять здесь за небольшой процент. Российской же картой можно расплатиться и во многих местных магазинах.
Переходный период для интеграции новых регионов в экономическую, правовую и социальную системы России продлится несколько лет. Пока прогнозируют так - до 1 января 2026 года. Однако опыт присоединения Крыма говорит о том, что эти сроки могут быть сокращены.