в удобном формате
Почти 100 миллиардов рублей собираются вложить в развитие квантовых технологий в России. В Москве сегодня обсуждали, как страна может добиться лидерства в технологиях. Ставку делают на ту самую научную сферу, которая еще в XX веке совершила революцию. Квантовая физика, что называется, создавала современную жизнь. Это и сверхмощные лазеры, и электроника, и компьютеры с интернетом.
"Здесь мы можем наблюдать отдельные кирпичики вещества минимальные, из которых мы все с вами состоим", – объясняет Руслан Юнусов.
В лаборатории в Сколково разрабатывают квантовые процессоры. Они могут быстро решать задачи, которые не под силу самым мощным компьютерам, которыми мы пользуемся каждый день на работе и дома.
"Классическая задача коммивояжера. У вас есть 100 посылок, надо развезти по 100 точкам, найти самый лучший маршрут. Оказывается, это очень сложная задача, от количества точек и сложность возрастает очень быстро", – сказал Руслан Юнусов, руководитель проектного офиса Госкорпорации "Росатом" по квантовым технологиям.
Наши смартфоны и ноутбуки хранят данные в битах. Сравним их с обычными лампочками. Они постоянно будут то загораться, то гаснуть при работе устройства. Этот процесс занимает время, поэтому про компьютеры говорят "долго думает". Квантовые биты называют кубитами. Эти лампочки продолжают гореть постоянно, что облегчает и, соответственно, ускоряет работу процессора в сотни и тысячи раз.
У России амбициозные задачи – победить в квантовой гонке. И фундаментальная научная база для этого есть.
"Создание прототипа четырехкубитного ионного квантового процессора, на котором уже были продемонстрированы операции с использованием уникальной отечественной технологии – кудитов – многоуровневых носителей информации. Это уникальная технология, которой три страны в мире обладают",–- сказал Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства России.
В этом году ученые планируют создать уже 16-тикубитный процессор. А к 2025 году – стокубитный. С такими мощностями российская экономика выйдет на качественно новый уровень.
"Это касается медицины, безопасности, логистики и многих других отраслей. Мы сможем проводить полноценное моделирование произвольных квантовых систем, у нас появятся новые возможности по созданию материалов, лекарств", – сказал Геннадий Красников, академик, председатель научного совета РАН "Квантовые технологии", генеральный директор АО "НИИМЭ".
Геннадий Красников – академик РАН. Он больше 30 лет руководит крупнейшим производителем микроэлектроники в России. С их изобретениями знаком буквально каждый. В НИИ "Молекулярной электроники" придумали чипы для банковских карт системы "Мир" и транспортных карт "Тройка". Предприятие занимается перспективными разработками для оборонки. О вкладе науки в развитие государства и о диалоге с властью шла речь на заседании академиков.
"Я вижу, как изменилась ситуация, все говорят: "Ребята, мы готовы поддерживать, где наши исследования где наши разработки". Но я вижу, что мы даже в этой ситуации упускаем эти возможности. Я посчитал, что надо как-то принимать решения и менять ситуацию", – рассказал Красников.
Поднять авторитет РАН – первоочередная задача, считает Красников. Поэтому академик решил избираться на должность президента Российской академии наук. Одна из главных целей – организовать работу академии так, чтобы научное сообщество формировало масштабные государственные проекты, такие как атомный, и технологически сопровождало их. А для этого нужно понимать, чем вообще занимаются наши ученые в сотнях институтов по всей стране.
"Какие у них научные направления, какие у них результаты, как они соотносятся с мировыми, какая у них приборная база, научная база и, соответственно, какой кадровый состав? Может быть, уже пора какие-то выводы по кадровому составу сделать", – заметил Красников.
Важно повысить роль научных советов. В России успешно работает совет по квантовым технологиям и по космосу. Именно в таком формате эффективно можно решить задачу импортозамещения технологий.
Для технологического суверенитета России нужна сильная академия наук. Для этого ученых необходимо включить в систему принятия решений и без экспертизы РАН не утверждать стратегические государственные проекты. А кроме этого, нужно внедрять разработки институтов в реальную экономику вместе с бизнесом и вузами.