в удобном формате
На этой неделе стало известно, что правительство все-таки планирует поддержать кинотеатры. После отказа Голливуда показывать свои новинки в нашей стране они оказались в крайне затруднительном положении. Посещаемость упала на 80 процентов, из-за отсутствия зрителей закрылись не менее двухсот залов. При этом власти категорически отказались от идеи легализовать параллельный импорт голливудских картин.
Мотивация понятна: во-первых, мы по-прежнему соблюдаем столь важное международное право об интеллектуальной собственности, потому что параллельный импорт кино – это все-таки пиратство; во-вторых, пустующая ниша в области зрелищ дает шанс на развитие собственному кинематографу. А он уже научился если не удивлять, то, как минимум, пугать не хуже, чем те же самые голливудские триллеры.
Австралийский ужастик "Открытое море. Монстр глубины: хищная акула, охота на туристов". В прокате – классика. И она уже собрала в нашей стране 70 миллионов рублей. "Одна" – российский триллер об авиакатастрофе заработал 315 миллионов рублей. Вышедший на этой неделе фильм "Вышка" про двух подруг, решивших подняться на высоту 600 метров и пожалевших об этом, – возглавил российский бокс-офис.
Новый тренд с уходом блокбастеров – голливудских "мстителей" и "торов" заменили фильмы ужасов. Цифры показывают: хорроры на пике популярности с неизменно стабильными кассовыми сборами.
"В последнее время тенденция усиливается, это связано как с общей востребованностью хорроров, так и с тем, что у людей появляется всё больше и больше собственных страхов", – объяснила операционный директор дистрибьютерской компании Елена Верниковская.
Компания Елены Верниковской выпустила более 50 ужастиков. Среди них – "Заклятье: Спуск к дьяволу", "Паранормальные явления. Медиум" и "Клаустрофобы. Долина дьявола". Они не имеют отношения к известным франшизам: название – ловкий рекламный ход, чтобы привлечь зрителя, который, что называется, и сам обманываться рад.
"Недавно прекрасный мем ходил по интернету, где профессор Преображенский на картинке говорил о том, что каждый день, читая газеты, он потом идет смотреть фильм ужасов, чтобы успокоится. Мы посмеялись и продолжили наше дело нелегкое выпуска хорроров", – рассказала Елена Верниковская.
"Кроме классического – "я оказался в мрачном месте, кругом никого нет, а телефон не ловит", есть очень важные жанровые правила: в ужастиках должно быть нечто, что тебя преследует, тебе жутко от абсолютно уязвимого положения и хочется кричать от страха. Но главное правило — все это происходит там, на экране, пока зритель находится в безопасности. Эта защищенность позволяет одновременно испытывать страх и удовольствие от "аттракциона ужасов", – подчеркнул кинокритик Николай Никулин.
"Людей бередит таинственное, незнакомое, зловещее, вызывающее страх. Вспомните свое пионерское детство, когда в черной-черной комнате черный-черный человек. Это всегда вызывало интерес", – сказал актер Сергей Пускепалис.
С Сергеем Пускепалисом согласен и режиссер Дмитрий Суворов, чей триллер "Одна", основанный на реальной истории Ларисы Савицкой, выжившей после авиакатастрофы, покорил российский прокат.
"Естественно, никто не хочет попасть страшную ситуацию или в авиакатастрофу, но получить этот опыт, как-то примерить на себя вот эти вот страшные события – в кино это всегда волнительно", – объяснил Дмитрий Суворов.
Сцена крушения самолета, снятая одним кадром, весьма впечатляюща. Именно кропотливая режиссерская работа и обеспечила результат и лидерство в прокате.
Российские ужастики с каждым годом становятся качественнее. Съемочная группа "Известий" побывала на съемках психологического триллера "Пансион". Начало 20-го века. Школа для девушек. И таинственная гибель воспитанниц. В главной роли – Стася Милославская, чья героиня приезжает в пансион, чтобы найти свою родную сестру, которую отдали какое-то время назад, и она пропала. У режиссерского пульта – Святослав Подгаевский, снявший вампирский "Пищеблок", "Проклятие пиковой дамы", "Приворот. Черное венчание".
"В то время было популярно мистическое сознание, медиумы. Появилась идея просто снять историю, где было бы несколько девушек, характеров, которые находятся в закрытом месте, пансионе", – рассказал Святослав Подгаевский.
Подгаевский любит показывать призраков, магию, страшные фотографии из прошлого. Актер Вячеслав Чепурченко, сыгравший у режиссера в ужастике "Невеста", признается, что у хорроров свои правила игры.
"Когда я попал в театр, ключик был найден. Когда я впервые попал на киноплощадку – другая история. Надо отдавать отчет, где камеры. Там есть правила игры. Они были найдены. И вдруг тебе попадается проект, в котором новые правила. Призрак там или там – ага, и думаешь так: это в том углу или в том", – поделился Вячеслав Чепурченко.
Как нельзя кстати пришлись и якутские хорроры, уже ставшие брендом. "Известиям" удалось попасть на съемки картины "Проклятый Хомус" в Якутии.
"Когда солнце уходит, становится темно, по классике все начинают рассказывать друг другу страшные истории. Очень много рассказов у нас, которые гуляют из уст в уста. Раньше снимали такие фильмы, как "Нахра", "Паранормальный Якутск", но именно сейчас проявляется эта тенденция", – рассказал режиссер фильма "Проклятый Хомус" Петр Хики.
В фильме Петра Хики мы сталкивается с зовом древнего музыкального инструмента. В другой ленте "Иччи" – с мистическим духом природы. Якутские ужастики берут за основу фольклорные, этнографические, мифологические истории, и это, несомненно, их выделяет.
Для качественного хоррора не нужны суперзвезды и огромные бюджеты. Ужастики – тот жанр, который позволяет заглянуть в себя и разобраться со страхами. Интерес к загадочному, таинственному и пугающему – вот что привлекает зрителей в кинотеатры. Даже когда оттуда ушел Голливуд.