в удобном формате
Хакасия сейчас рискует захлебнуться в крупнейшем для региона экономическом кризисе. Угольные предприятия, налоги от которых составляли примерно четверть бюджета, могут полностью остановить работу, оставив при этом тысячи человек без работы. А все потому, что объемы вывоза угля власти субъекта так и не подняли, зато уже отчитались о своих успехах.
Переполненные хранилища, брошенная в разрезах техника, шахтеры не выходят на работу. Крупнейшие предприятия Хакасии могут вот-вот остановить выработку угля. Все, что они сейчас добывают, пылится на складах республики. Откуда уголь просто не вывозят.
"Это уже лежит больше месяца. Сейчас все остановилось, видите сами. Все стоит без движения", – говорит старший дежурный предприятия Павел Маресов.
"Очень волнуемся, конечно многие сидят в вынужденных отпусках, не выходят на работу", – сказала старший мастер погрузки Светлана Васильева.
Всего в Хакасии добывают 30 миллионов тонн угля в год. До конца 2022 года вывести на восток смогут примерно полтора миллиона. После закрытия отгрузки на запад уголь со всей страны стали гнать на это и без того перегруженное направление. Для которого установлены квоты. На второе полугодие для Хакасии они мизерные.
"Первоначально речь шла о 8,5 миллиона тонн, которые были рекомендованы для вывоза из Хакасии, и теперь только полтора – естественно, это будет катастрофично и для бюджета Хакасии, и для людей, которые работают на этих предприятиях", – говорит общественный деятель Виталий Михалкин.
В угольной отрасли Хакасии работают 5 тысяч человек, но угроза кризиса нависла над всей республикой. Именно налоги предприятий по добыче угля наполняют большую часть бюджета, в котором теперь рискует образоваться гигантская дыра.
"Произойти может непоправимое, если не будет никаких изменений, то как минимум 25% бюджета Хакасии собьется на ноль", – говорит депутат Верховного совета Хакасии Игорь Пономаренко.
"Мы уже к сентябрю ощутим недопоступление в бюджет, соответственно однозначно скажется на всем социальном секторе республики, то есть будут под вопросом выполнение социальных гарантий", – сказал политолог Александр Мяхар.
Распределением квот на вывоз угля между регионами занимается Минтранс и Минэнерго совместно с РЖД. В первом полугодии они урезали их для всех, ко второму – восстановили. В той же ситуации оказались Кузбасс, Якутия и Тува. Но на грани катастрофы балансирует именно Хакасия. А, например, в Кемерове, наоборот, не жалуются.
"Нам удалость на второе полугодие получить тот объем, который мог поддержать угольные компании – это 26,8 млн тонн", – говорит министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев.
По сравнению с Кузбассом Хакасия сможет отправить на восток в 16 раз меньше угля. Объем в полтора миллиона тонн – именно столько во втором полугодии и было записано в плане – для угольщиков капля в море. Но это не помешало главе республике в прямом эфире отчитаться об успехах.
"Хакасии гарантировали сохранение тех объемов, которые мы вывезли в прошлом году, даже с небольшим ростом. Но нас, конечно, эта цифра на восток не устраивает, и мы продолжаем работу с правительством РФ, РЖД", – отметил глава Хакасии Валентин Коновалов.
После успокоительной речи губернатора в местных новостях выступил директор разреза. Для удержания на плаву горнякам нужно хотя бы 8 миллионов тонн – именно такую годовую квоту для Хакасии установили по поручению президента. Но эти цифры до тех, кто принимает решения, похоже никто не донес.
"Хакасия, видимо, не отстояла свои позиции. Это тихо звучало. Не убедительно. Не активно. Может, не убедительно, если мы дальше будем молчать. Ну завтра мы вообще остановимся полностью", – отметил директор разреза Евгений Юрин.
Глава региона на наш запрос, почему в Хакасии сложилась такая ситуация и как ее планируют решить, не ответил. Если уголь так и не смогут вывести, по оценкам экспертов этот кризис может стать крупнейшим в республике.