На минувшей неделе русская служба BBC опубликовала весьма странный репортаж из Донецка. Его значительную часть автор описывает многолетний ужас жизни под обстрелами, не уточняя, кто за ними стоит. И только ближе к финалу делает вывод: Донецк обстреливают русские.
Дескать, до ближайших позиций украинской армии около 5–6 километров, мина или снаряд преодолевают это расстояние за 12 секунд. А местные жители говорят, что между звуком выстрела и разрывом проходит около трех-четырех секунд. Более того, в качестве доказательства этой версии даже приводится фрагмент репортажа корреспондента "Известий" Семена Еремина, который вместе с укрывшимися в подвале жителями отсчитывал секунды.
Вывод, сделанный на основании этих кадров, и мнения неназванных военных экспертов – ожидаемы и циничны: украинская армия ни при чем, обстреливают своих же либо ополченцы, либо российская армия. Правда, этот вывод, скорее, демонстрирует абсолютную необразованность и корреспондента британской вещательной корпорации, и редакторов, выпустивших этот материал, и тех же самых экспертов, если они, конечно, были.
Достаточно вспомнить школьные уроки физики. Итак, расстояние между позициями ВСУ и жилыми районами Донецка, действительно, около 6 километров. Средняя скорость полета 120-миллиметровой мины – около 250 метров в секунду. Делим одно на другое, получаем приблизительное время подлета – 24 секунды. Звук выстрела, действительно, очень громкий: чтобы снаряд преодолел это максимальное для минометного выстрела расстояние, к нему привязывают дополнительные пороховые заряды. Но звуку, как известно, тоже надо преодолеть расстояние. В школьных учебниках говорится, что его скорость составляет 331,5 метра в секунду. Опять делим, получаем на выходе 18 секунд. Это именно то время, за которое звук преодолевает дистанцию от места выстрела до места попадания. Вычитаем 18 из 24 и получаем шесть. Таким образом, попавшие под обстрел слышат звуки выстрелов миномета с расстояния в 5–6 километров за 5–6 секунд до разрыва снаряда.
И, кстати, этот нехитрый расчет математически доказывает, что преступные обстрелы того же Донецка ведут именно ВСУ.