в удобном формате
Жители Мариуполя начали возвращаться в свои квартиры, которые украинские военные превратили в огневые точки. Но то, что осталось от домов, теперь вряд ли подходит для проживания. Выбитые двери и окна, разрушенные стены, повсюду разбросаны обломки и снаряды. Отступившие ВСУ были готовы на все, даже рисковать жизнями своих же граждан.
Корреспондент "Известий" Семён Ерёмин побывал на таких подготовленных позициях и пообщался с теми, кого использовали как живой щит.
"Вот знак, который уже все прекрасно знают. Он принадлежит запрещенной в России группировке "Азов". Это вещи, оставленные в одном из домов, который был оборудован под огневые позиции", - показывает с места происшествия корреспондент.
Бои за Мариуполь войдут в историю как ярчайшая иллюстрация избитого уже не одной войной понятия "живой щит".
"13-го числа мы зашли в подвал. Над нами были украинские солдаты. Они туда занесли оружие, пушки. А у нас подвал. Было 100 человек, из них было 70 почти детей", - рассказывает жительница Мариуполя Анжелика Каминская.
Это первый элемент, типичный для организации этими бойцами точки обороны в жилом здании. Оставить множество гражданских прямо под боевой позицией. Ее обычно оборудовали на втором и третьем этажах.
"Вот, пожалуйста. Вот такая дыра в стене. Дыра в соседнюю квартиру. А это дыра в межкомнатной перегородке. А здесь снова будет дыра в соседнюю квартиру. Тут вход. Вот таким образом дом готовили к боевым действиям, превращая его уже -в относительно жилой", - показывает наш корреспондент в сюжете из Мариуполя.
Это способ вести бой динамично, передвигаясь между огневыми позициями. Возвращаясь в свои квартиры, жильцы находили брошенное "Азовом" оружие.
"Были патроны, сумка трофейная была. Пацаны испугались, что пожар начнётся и будут эти патроны взрываться. Там еще этот пулемет был и граната какая-то вот такая была", - сказал местный житель Мариуполя Евгений.
На улице Бахчиванджи, названной, кстати, в честь летчика, героя Советского Союза, по этой схеме отработаны почти все дома. Кроме тех, которые легко можно было бы окружить. Когда теряли контроль над двором, отступали в следующий, на такие подготовленные позиции. А когда стало ясно, что район не удержать, слаженно отступили.
"Когда бойцы уходили-таки отсюда, то те из них, кто остался жив, - они просто переодевались в гражданское, а вот эти военные вещи бросали на месте. И уходили. Поэтому опасность действительно сохраняется – того, что в городе остаются бегающие где-то по улицам боевики - по-другому их не назовешь – "Азова", переодетые в гражданскую одежду", - рассказал местный житель.
Действовали небольшими группами, около десяти бойцов на дом. И, очевидно, опирались не на смекалку. В работе ощущается системность и военная выучка, что называется, по методичке.