Путь к поселку не назовешь простым. Заранее спланированный маршрут пришлось несколько раз менять. Сначала развернули на одном блокпосту – мост впереди взорван, спустя почти два часа объезда по разбитой дороге видим то же самое.
Очередное серьезное препятствие на пути – мост взорван. Как говорят местные, еще в прошлую компанию, в 14-м году, переправляться через реку приходится, объезжая 10 километров вперед.
Дальше по бездорожью и на трассу, вдоль которой следы присутствия ВСУ – разбитые блокпосты и техника, брошенные укрепления, некоторые похожи на командные пункты – отступали отсюда быстро. Вдоль дороги люди с телефонами в руках, поднятыми в небо, – в поле пытаются поймать сигнал, узнать, живы ли их близкие, сказать, что с ними всё в порядке. И наконец спустя пять с половиной часов езды – поселки Свободное и Донское. Практически край фронта. До Волновахи и Мариуполя здесь считанные километры.
От обстрела весь забор изрешечен осколками, разворочен, на земле валяются снаряды. На дороге в нескольких метрах вперед тоже все в снарядах. Некоторые из них не сдетонировали, а вот так, вертикально, ставят те, которые уже обезврежены.
Увидев журналистов, к площади идут местные жители, рассказывают, как пережили те дни.
"Был обстрел со стороны украинских силовиков. Сгорел дом, по всему поселку выбиты стекла, полностью по всему поселку. Все дома, они без стекол стоят", — заявил Владимир Павленко.
Большинство обстрелы пережидали в подвале. Евгений Иванович показывает условия.
— Делаем ладонку, масло подливаем… Вот такая у нас система, тут я сплю, тут кушаем, всё готовим
— А сколько человек здесь?
— Было много, сейчас поменьше.
Удивительно, но даже в таком положении он предлагает выпить чаю. Рассказывает, что готовит себе на завтрак, обед и ужин.
— Суп готовили. Мундиры готовили, вон, картошка…. Чаю там казанок.
Как говорят местные, после обстрелов со стороны южнее Волновахи некоторые квартиры выгорели полностью, в некоторых нет стекол, выбиты рамы. Все здесь ждут только одного: чтобы прекратились обстрелы и обстановка стабилизировалась, а произойдет это только после полного ухода ВСУ. Ресурсы у жителей на исходе, сил терпеть тоже практически не осталось.