По его словам, очень важно, чтобы через хранилище отработанного ядерного топлива АЭС прокачивалась вода.
"Все топливо из первого, второго и третьего блоков выгружено и помещено в хранилище отработанного ядерного топлива первого блока. Там – 21 тысяча сборок. Хоть они не совсем свежие, то есть не такие горячие, как только что выгруженные, но все равно их там много", – пояснил профессор.
При этом он объяснил, что для того чтобы не перегреть бассейн, нужно все время прокачивать воду.
"Для этого должен работать насос. Поэтому нужно, чтобы было электричество. И резервный источник это как раз есть дизель-генератор. На каждом блоке АЭС, помимо электроэнергии, производимой в блоке или подводимой к нему из внешних сетей, существует аварийный резервный источник питания в виде дизель-генератора. Причем не одного, а нескольких. И при отключении внешнего питания они автоматически запускаются", – пояснил академик принцип этой работы.
Однако, по его словам, утром 28 февраля электричество было отключено, а дизель-генераторы не запустились. По его предположению, возможно, украинские власти хотели, чтобы там не было ГСМ.
"Факт остается фактом, что в течение какого-то времени электропитание отсутствовало, насосы не работали и вода через хранилище отработанного ядерного топлива не прокачивалась. Это чревато. Такие вещи допускать нельзя. Дизель-генераторы должны запускаться, как положено по регламенту. Если эта ситуация продлится в течение длительного времени, то может быть второй Чернобыль", – подчеркнул Леонид Большов.
Однако он отметил, что сейчас радиационный фон в Чернобыльской зоне находится в пределах нормы.