window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
29 декабря 2021, 15:35

Зюзя, Кыш Бабай и Йоулупукки: 10 Дедов Морозов из разных стран мира

В Белоруссии и Японии уживаются по два зимних волшебника, а немецкую Снегурочку сотни лет "играл" потомок бога Одина.
Фото: © Pixabay
Читать ren.tv в

Дед Мороз настолько прочно вошел в нашу культуру, что кажется народным достоянием России. Еще в СССР миллионы детей ждали от него подарков под елкой. Мы точно знаем, что зимний волшебник базируется в Великом Устюге и именно оттуда отправляется по адресам, указанным в тысячах писем. Его дальним родственником представляется лишь коротышка Санта-Клаус с упряжкой оленей. Однако наш статный старик в компании Снегурочки – лишь один из многонациональной "армии" Дедов Морозов и имеет коллег в разных странах мира.  

Россия – Дед Мороз

Персонификация зимы, снега и мороза была характерна для славянских племен. Позже на образ рождественского героя повлияла фигура Николая-угодника – святого чудотворца, почитаемого христианской церковью. Прочнее "Мороза Ивановича" в русской культуре укоренил писатель Владимир Одоевский. После революции елку и другие религиозные символы надолго исключили из жизни государства. "Возвращение" Деда Мороза, да еще и со Снегурочкой, пришлось на конец 1930-х. Правда, в Советском Союзе готовились уже не к Рождеству, а к Новому году.

Белоруссия – Зюзя

Фото: © blogirina.livejournal.com; Pixabay

В современной Белоруссии образ Деда Мороза иногда примеряет Зюзя – мифический персонаж, "проживающий" на территории Полесья. Лысый невысокий старик с седой бородой олицетворяет холод и прячется в лесах. Зюзя пренебрегает шапкой, ходит босиком и вооружен железной булавой, которой постукивает по деревьям. Именно так в сказках объясняется треск деревьев на морозе. Некоторые историки считают Зюзю произведением позднего фольклора, а в Беловежской пуще гостей принимает "официальный" белорусский Дед Мороз.

Татарстан – Кыш Бабай

Наша страна настолько велика, что подарки здесь развозит не только Дед Мороз. В Татарстане, например, его функции выполняет Кыш Бабай, или "зимний дед". Резиденция волшебника расположена в 80 километрах от Казани. Есть у Кыш Бабая и своя Снегурочка – Кар Кызы, "снежная дочь". Одет татарский Дед Мороз в шубу с орнаментом и тюбетейку на меху. Костюм сшит с преобладанием зеленых тканей. В республике Кыш Бабай обустроился не так давно, эволюционировав из одноименного тюркского божества. Впрочем, в старину Бабай тоже слыл "организатором" праздников.

Турция – Ноэль Баба

Не все наши соотечественники встречают Новый год, утопая в снегу. Многие предпочитают сделать это на теплом курорте. Турция котируется у россиян круглый год и может похвастаться собственным турецким Дедом Морозом. Здесь он известен как Ноэль Баба, "рождественский дед". Интересно, что святой Николай был архиепископом Мир Ликийских – в современной турецкой провинции. А обычай вывешивать носки для Санта-Клауса пошел с легенды, согласно которой святой Николай трижды оставлял мешочки с золотом в доме местного бедняка. Отец семейства хотел отправить дочерей на заработки "грехом", но раскаялся и возблагодарил небеса.

Германия – Санта-Николаус и Вайнахтсман

Фото: © zen.yandex.ru; Pixabay

История немецкого Деда Мороза весьма многослойна. Сотни лет назад подарки детям от Берлина до Мюнхена разносил добрый Санта-Николаус, одетый как священник. Работал он в паре – но не с прекрасной Снегурочкой, а со строгим Кнехтом Рупрехтом. Предком этого персонажа был скандинавский бог Один, а в мешке у него хранились розги для непослушных ребят. Позднее Германию стал навещать Вайнахтсман – Дед Мороз верхом на ослике. В ночь перед Рождеством заботливые немцы оставляли животному порцию сена.

Франция – Пер-Ноэль

Впервые предшественник Пер-Ноэля появился в регионе Лотарингия, граничащем с Германией. Улыбчивый дедушка заходил только к хорошим детям и награждал их за примерное поведение. Хулиганы же лезли на стенку от проделок Пер-Фуэтара – "плохого Санты", в подарок от которого можно было получить только порку. В XIX веке французский Дед Мороз фигурировал в комической печати и упоминался Жорж Санд. С 1940-х образ американизировался настолько, что против него выступали ревнители французской культуры и католичества. 

Нидерланды и Бельгия – Синтерклаас

Нидерландцы и бельгийцы уверены, что между ними нет ничего общего. Однако Синтерклааса почитают обе нации: в Нидерландах его день настает 5 декабря, в Бельгии – 6 декабря. У Синтерклааса напряженный график – достаточно сказать, что в Амстердам и Брюссель он плывет на пароходе из самой Испании. Пришвартовавшись, старик в алой митре торжественно выезжает на белом коне. У него много помощников – Черных Питов. Подмастерья просто необходимы, ведь в пути Синтерклаас то и дело натыкается на телекамеры.

Финляндия – Йоулупукки

Фото: © zen.yandex.ru; Pixabay

Имя финского Деда Мороза приводит русскоязычных детей в восторг. Но не все знают, что переводится оно как "рождественский козел". Маска, а то и шкура козла – старинный атрибут зимних праздников в Северной Европе. Живет Йоулупукки на горе Корватунтури (Лапландия) у границы с Россией. Помимо прочего, Йоулупукки – гном, от нашего персонажа его легко отличить по огромным ушам. Хороший слух волшебнику нужен, чтобы подслушивать за малышами – кто и как себя вел в уходящем году.

Китай – Шань Дань Лаожен

До начала прошлого века Поднебесная жила по лунному календарю, поэтому традиционный Новый год здесь выпадает на конец января или начало февраля. Китайского Деда Мороза зовут Шань Дань Лаожен. Он одет в длинный красный халат, но иногда отдает предпочтение другим цветам. С иностранными волшебниками его роднит необычный головной убор, верный ослик и большой посох. По словам местных, Шань Дань Лаожен с уважением относится к Конфуцию и владеет айкидо. Подарки он кладет в лайси – украшенные конверты.

Япония – Сегацу-сан и Одзи-сан

Фото: © a-g.site; Pixabay

Глобализация разделила японского Деда Мороза на две личности. Первая – исторический Сегацу-сан, или "господин январь". На "золотой неделе" он путешествует по Стране восходящего солнца и заглядывает в дома японцев с добрым напутствием. Подарки Сегацу-сан не дарит, делая акцент на духовных ценностях. Именно поэтому с 1990-х годов его вытесняет Одзи-сан – второй японский Дед Мороз. Он выглядит почти как Санта-Клаус, а в его мешке всегда полно кукол, машинок, роботов и других игрушек. Тем не менее "господин январь" по-прежнему пользуется уважением, как и масса других народных традиций.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_920402 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_920402')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_920402', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_920402', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_920402(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_920402(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })