в удобном формате
Гостеприимная Европа встречает мигрантов перцовым раствором в водометах и слезоточивым газом. Но им терять уже нечего. Беженцы несут бревно к границе. Возможно, они попытаются бросить его на забор и перелезть на ту сторону. Вот по ним сразу начинает работать водомет, но все равно у них получается подбежать к границе, они бросают бревно.
Рядом слышны очереди. Стреляют холостыми, но тем не менее – не по себе. Напряжение нарастает по обе стороны границы. Даже польские военные вынуждены были отступить под натиском беженцев. Они отошли примерно на десять метров вглубь своей территории и уже оттуда поливают их водометами.
К подавлению прорыва польские силовики подключают даже авиацию. Над границей завис польский боевой вертолет. Оттуда по беженцам стреляют светошумовыми гранатами. В какой-то момент поляки, кажется, перестают даже выключать водометы.
Здесь есть два вида слезоточивого газа, который распыляют поляки. Один – белая жидкость, он разбавленный. А вторая, темно-желтая, – это концентрированный раствор. И вот если концентрированный раствор попадает на кого-то из беженцев, люди начинают чувствовать себя исключительно плохо, им требуется медицинская помощь.
Спустя несколько часов и тысячи литров перцового раствора беженцы отступают. Никто из еврочиновников даже не усомнился в адекватности польских властей. Хотя в 2014-м комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс о подобных методах высказывался вполне конкретно.
"Использование водометов при температуре ниже нуля – неприемлемо", – заявлял он.
Вот только говорил он это про попытку разгона Майдана Януковичем. Для курдов семь лет спустя водные процедуры на холоде, похоже, считают безвредными. Может, потому, что поляки щедро добавили в воду жгучего перца. Еще до разгрома лагеря польские силовики избивали прорвавшихся через границу мигрантов, ставили на колени, стреляли поверх голов, травили собаками. А затем вытесняли в Белоруссию.
Толерантная Европа, которая в 2015 году звала беженцев к себе, теперь заговорила по-другому. Высший пилотаж гуманизма – в исполнении верховного представителя ЕС Жозепа Борреля.
"Границы Европейского союза не открыты неограниченно. Въезд возможен только через законную процедуру", – заявил он.
Пересечь границу беженцам не дают, даже несмотря на то, что у них есть такое право. О нем в эксклюзивном интервью "Известиям" напомнила помощник Верховного комиссара ООН.
"Так что ключевым тут является то, что им должен быть обеспечен доступ на границе через соответствующие КПП в органы, где они могут подать прошение о предоставлении убежища, чтобы это прошение рассматривалось в соответствии с буквой закона", – говорит Джилиан Триггс, помощник Верховного комиссара ООН по вопросам защиты в УВКБ ООН.
Впрочем, судя по реакции Европы, Старому Свету ближе позиция радикала Яроша – советника главнокомандующего украинской армии. Он предложил стрелять по беженцам на поражение. К счастью, перед польскими военными живых целей уже нет.
Картинка на пункте пропуска "Брузги – Кузница" напоминает постапокалипсис – ни одной живой души, колючая проволока и усиленные наряды польских силовиков под флагом Евросоюза. Мигрантов разместили в нескольких километрах от границы.
В логистическом центре сейчас тесно. И примерно с десяток палаток еще остается на улице. Чтобы как-то расширить пространство для беженцев, сейчас вот из этой части центра убирают товары.
400 человек после штурма решили вернуться в Ирак. Специальный рейс уже доставил их в Багдад. У тех, кто остался, есть крыша над головой, теплая еда и даже киоск с шаурмой. Но нет главного – надежды. Из-за этого обстановка в центре нервная. Доходит до драк.
Беженцы копят силы и злость. Сейчас польские военные на погранпереходе Брузги – Кузница не видят мигрантов в прицелы своих винтовок, но ситуация в любой момент может измениться. И тогда водометами и камнями дело не ограничится.