window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
29 июля 2021, 11:53

От патриотов до сектантов: отвага и жестокость партизанских отрядов

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Что известно о партизанских движениях? Какие страны они спасли, а какие погрузили в пучину страданий и разрухи?
Фото: © depositphotos

Боевые действия Второй мировой войны проходили на территории 40 стран. В них принимали участие армии 72 государств. Но мало кто догадывается, какой вклад в Победу внесли партизанские отряды. К 1944 году в них участвовало уже больше миллиона человек. Что известно о партизанских движениях? Какие страны они спасли, а какие погрузили в пучину страданий и разрухи? Об этом рассказывает программа «Невероятно интересные истории» с ведущим Сергеем Доля на РЕН ТВ!

Партизаны Второй мировой

 Фото: Скриншот видео Рен тв

В 1941 году на территории СССР сформировались первые партизанские отряды. Чтобы координировать работу диверсионных групп и руководить операциями подпольщиков, требовался опытный боевой офицер. В 1942 году должность главнокомандующего партизанским движением занял легендарный маршал Советского Союза Климент Ворошилов. Под началом маршала Ворошилова народные мстители превратились в мощную боевую единицу. Партизаны получили медикаменты, боеприпасы и радиостанции. А на оккупированных территориях появились небольшие подземные города. В землянках бойцы оборудовали казармы, склады и даже оружейные мастерские. Изменилась и тактика ведения боя. Целями диверсантов стали железные дороги, аэродромы и автоколонны. А прямые столкновения с противником заменили точечные подрывы и засады.

«Партизаны имеют успех только в том случае, если они могут вовремя сосредоточиться в нужном месте нанесения жалящего удара. Подземные сооружения, тоннели и замаскированные выходы из них в тылу противника – конечно, всегда востребованы», – рассказывает военный эксперт Рустем Клупов.

Тактика внезапных атак отлично работала против немецкой армии. За годы войны, только по официальным данным, партизаны подбили почти полторы тысячи танков, около 300 самолетов и пустили под откос 11 тысяч эшелонов.

В лесах Вьетнама

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Позже – в 50-х годах XX века – стратегию диверсионного боя взяли на вооружение партизаны Северного Вьетнама. По словам ветеранов армии США, вьетнамцы устроили им «адскую дискотеку в джунглях».

«Мы воевали с противником, которого было невозможно поймать. Армия США оказалась не готова к такой войне. Нас учили метко стрелять. А вместо этого мы все время искали входы в тоннели, которыми они изрыли весь Вьетнам. Партизаны появлялись из-под земли и исчезали. Кроме того, они расставляли ловушки по всему лесу. Наши ребята подрывались на фугасах, проваливались в ямы с кольями и застревали в самодельных капканах», – говорит ветеран войны во Вьетнаме Билли Иззард-Гарднер.

В США до сих пор работают центры помощи ветеранам Вьетнамской войны. 90 процентов бывших американских солдат лечатся от посттравматического расстройства. Билли Иззард-Гарднер не стал исключением. Он уже не помнит, в какой раз проходит программу реабилитации для больных алкоголизмом. По словам Билли, он ненавидит себя за то, что творил во Вьетнаме, не может забыть то, что пришлось увидеть.

«Американцы не отставали в насилии от вьетнамцев, разбрасывали гербициды по вьетнамским полям. Самый известный эпизод нападения американцев на вьетнамцев – это сожжение деревни Сонгми вместе со всеми ее жителями. Погибло не менее 500 человек. Американцы по-прежнему считают, что вьетнамцы действовали слишком коварно и жестоко. И многие из них вспоминают о кознях вьетнамских партизан как о страшном сне и по сей день», – рассказывает кандидат исторических наук Александр Ткаченко.

В 1969 году президент Никсон приказал Пентагону вывести войска из Вьетнама. К этому времени армия США практически потеряла боеспособность. Партизаны научились сбивать грузовые самолеты при помощи советских пулеметов и танков, используя трофейные гранатометы. К тому же среди американских бойцов рос процент наркозависимых. К концу войны 65 тысяч солдат употребляли тяжелые наркотики.

«Вьетнамцы – люди очень патриотические. И то, что американцы влезли в эту войну воинским контингентом в больших масштабах, сыграло, конечно, резко отрицательный фактор против режима, который они поддерживали на юге, и против них самих. Вьетнамцы просто поднялись против них массово и оказали всяческую поддержку партизанам», – говорит военный историк Юрий Московский.

Городская война

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Через 30 лет после окончания вьетнамского конфликта американским солдатам снова пришлось воевать с партизанами. В 2003 году по команде Джорджа Буша – младшего Пентагон начал операцию под кодовым названием «Иракская свобода».

«Есть такое понятие городской партизанской войны. Она разработана была в 50-60-е годы в Бразилии, чтобы вести террористическую войну против правительственных войск. В Ираке эту тактику стали активно применять против американцев, когда они оккупировали территорию. В Ираке сложная ситуация. Ирак очень напоминает Древний Ирак, разбитый на множество городов и племен, только разве что с "Калашниковыми" и современным Интернетом», - говорит военный историк Юрий Московский.

После свержения режима Саддама Хусейна в стране начался хаос. Иракские повстанцы захватили несколько складов с боеприпасами и объявили о начале партизанской войны с Америкой. За первые полгода армия США потеряла несколько сотен бойцов. К концу 2003 года удалось арестовать Хусейна, но атаки на американские базы и теракты не прекратились.

«Иракцы активно начали применять тактику городской партизанской войны. Минно-подрывная борьба, обстрелы гранатометами и отстрел отдельных военнослужащих из автоматического оружия, закладка мин, подрыв под одним из технических средств», – рассказывает военный историк Юрий Московский.

Иракские партизаны держали в страхе не только действующих военных, но и тех, кто наблюдал за войной по телевизору. Эта военная кампания стала настолько непопулярной, что уже через несколько месяцев в Пентагоне забили тревогу: армии не хватало солдат. Призывать на службу стали даже нелегальных мигрантов. Их заманивали неплохой зарплатой и гражданством США. На деле же власти депортировали тысячи приезжих, как только заканчивался их контракт.

«Меня депортировали еще после Первой иракской кампании в начале 2000-х. Я уехал домой в Мексику. И теперь помогаю таким же обманутым ветеранам, как я сам. Первые несколько лет я пытался вернуться в Америку. Хотел получить Green Card или хотя бы вид на жительство, потому что я люблю Америку. Я воевал за эту страну и считаю, что имею право быть ее гражданином. К сожалению, Госдепартамент США так не считает», – рассказывает ветеран войны в Ираке Рикардо Барайяз.

Ужас Африки

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Партизанские войны не закончились и сегодня. Подпольные группировки до сих пор орудуют в Африке и на Ближнем Востоке. В 2014 году на территории Конго повстанцы напали на город Бени и убили больше 80 жителей. Власти республики считают, что это преступление – дело рук группировки «Объединенные демократические силы», которая появилась в 1996 году.

«Партизаны Конго отличаются особенной жестокостью. Помимо случаев каннибализма, зафиксированных в отдельных источниках, можно отметить и другие зверские расправы повстанцев с противниками. В частности, они прославились кровавыми расправами и пытками», – говорит кандидат исторических наук Александр Ткаченко.

На территории соседней Уганды с 1986 года действует повстанческая группировка «Господня армия сопротивления». За весь период существования организации из Уганды в страхе мигрировали больше 2 миллионов человек.

«В такого рода традиционных обществах возникают такого рода сектантские настроения. Кто-то что-то прочитал, кусочек вырвал и сказал: «Теперь я мессия». Такие мессии постоянно возникают то в одном уголке мира, то в другом. Вот они возникли и в Уганде. Заявили, что они армия Господа, стали убивать несогласных. А несогласные – все, кто не относится к этому племени», – объясняет военный историк Юрий Московский.

Сегодня, основываясь на опыте предыдущих конфликтов, военные крупных стран учатся вести контрпартизанскую войну. Специально для борьбы с диверсантами практически в каждом государстве создано подразделение специального назначения. Во Франции это бойцы GIGN, в Британии – Особая воздушная служба, в России – Спецназ Главного разведывательного управления.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ». 

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_862753 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_862753')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_862753", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_862753', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_862753(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_862753(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })