window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
30 июня 2021, 14:41

Кому достанутся сокровища "Тилавы", захваченные "пиратом XXI века"

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Суд решает судьбу 60 тонн серебра с затонувшего парохода «Тилава» времён Второй мировой войны. Сокровища оценивают в 3 млрд.
Фото: © depositphotos

В Англии решают судьбу 60 тонн серебра с затонувшего парохода «Тилава» времён Второй мировой войны. Британский корабль, следовавший из Бомбея в Южную Африку, торпедировала японская субмарина. В 2017 году сокровища на сумму более 3 миллиардов рублей поднял со дна океана кладоискатель Росс Хайетт. А вскоре претензии на серебро заявило правительство Южно-Африканской Республики, которой предназначался ценный груз. Власти ЮАР подали судебный иск, и теперь Хайетт может лишиться клада. Как охотнику за сокровищами удалось поднять с затонувшего судна 60 тонн серебра и вывезти его в Британию под носом у многочисленных конкурентов? На эти вопросы ответили эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Как сокровища оказались на дне Индийского океана?

Известный кладоискатель Росс Хайетт в 2012 году поставил перед собой амбициозную цель - поднять сокровища с затонувшего парохода «Тилава». Трудно поверить, но корабль, набитый серебряными слитками, пролежал на дне Индийского океана почти 70 лет. На поиски погибшего судна Хайетт не жалел ни средств, ни времени. И неудивительно, ведь содержимое трюмов парохода оценивают в 32 миллиона фунтов стерлингов – это больше 3 миллиардов рублей.

«Пароход «Тилава» отправился в последнее плавание 20 ноября 1942 года. Он перевозил пассажиров и грузы из индийского Бомбея в Южную Африку. И до начала Второй мировой войны суда этой компании курсировали каждые две недели. Но когда началась война, интервалы увеличились, и многие люди очень долго ждали своего рейса. И в тот самый момент на корабль должны были попасть порядка тысячи людей», - отметила публицист Наталья Введенская.

Кроме них, на пароход погрузили более 2 тысяч серебряных слитков для монетного двора в Претории. Но добраться до места назначения кораблю не удалось. На вторую ночь путешествия «Тилаву» атаковала японская подводная лодка. Судно затонуло, почти 300 человек погибли. Правда, перед смертью радист успел отправить сигнал SOS.

Фото: © скриншот видео

«Через несколько дней выжившие люди были подобраны крейсером "Бирмингем". Что стало с остальными людьми, неизвестно, они считаются пропавшими, можно сказать, что они погибли, скорее всего, и до некоторого момента времени никого не интересовало, куда делся весь груз», - сказала Наталья Введенская.

Секретная операция по поднятию сокровищ

Хайетт занимался поисками «Тилавы» больше полутора лет. Место гибели корабля нашли в 2014 году неподалёку от Мальдивских островов. Спустя три года подготовки Хайетт и его помощники решили попробовать поднять сокровища. Чтобы избежать внимания конкурентов, операцию проводили в условиях максимальной секретности.

«Удалось добыть практически всё серебро, за исключением десятков слитков. В итоге для того, чтобы никому не удалось узнать о том, какие работы они проводят, сотрудники компании добывали со дна серебро, и в водах Омана они опускали его на дно, откуда серебро забирала уже сменная команда», - сказала Наталья Введенская.

Фото: © скриншот видео

Ценный груз необходимо было доставить в Великобританию. Вот только самый короткий путь - через Суэцкий канал - не подходил Хайетту и его команде. Египетские власти имели полное право конфисковать серебро.

Как сокровища попали в Великобританию?

«Почему это было проблемой? Египет в этой ситуации выступал как заинтересованная сторона, так как серебряные слитки во время Второй мировой войны предназначались именно для того, чтобы производить монеты в Африке, в том числе и в Египте», - отметила Наталья Введенская.

В результате британцы решили обогнуть Африку и перевезти сокровища через мыс Доброй Надежды. В октябре 2017 года слитки выгрузили в британском порту и задекларировали как остатки погибшего корабля.

Фото: © скриншот видео

«Несмотря на все меры предосторожности Хайетта и сотрудников его компании, о находке стало известно конкурентам. В частности, одна американская компания узнала об этом и была очень заинтересована. Что сделала эта фирма? Она, в отличие от Хайетта, решила договориться с правительством Южной Африки», - пояснила Наталья Введенская.

Цена риска

85% серебра с «Тилавы» - такую плату назначили американцы за поиск и подъём слитков. А когда выяснилось, что сокровища уже в руках Хайетта, компания пообещала взять на себя судебные издержки, связанные с возвращением клада. В свою очередь, британец заявил, что не отдаст найденные драгоценности без выплаты солидной компенсации. Власти Южной Африки подали на кладоискателя в суд.

«Он изначально сделал неправильно. Он не сообщил, что собирается доставать, он тайно всё это делал. И это ещё больше все запутало, потому что, если бы он изначально обратился к какому-то государству и начал эту работу, уже был бы какой-то, скажем, приоритет у этого государства. А в данном случае все, естественно, накинулись на это серебро. И каждый желает там получить для государства или для своей компании что-либо с этого», - пояснил писатель-маринист Николай Каланов.

Фото: © скриншот видео

Пираты XXI века

Впрочем, для охотников за подводными сокровищами подобные скандалы - обычное дело. В погоне за добычей они нередко нарушают законы, за что и получили прозвище «пиратов XXI века». Хайетт уже давно прославился сомнительными проектами, связанными с затонувшими кораблями.  

«Испанские журналисты выяснили, что он также является владельцем специальной компании через ряд подставных лиц. И эта компания занимается как раз морской археологией, то есть поиском сокровищ. Известно, что Росс Хайетт через эту компанию искал сокровища, связанные с затонувшим испанским галеоном «Сан-Хосе», который в XVIII веке потерпел крушение недалеко от Колумбии», - сказала Наталья Введенская.

На корабле перевозили драгоценные металлы из боливийских рудников в Испанию. Историки подсчитали: драгоценности в трюмах галеона стоят около 17 миллиардов долларов. Удивительно, но несмотря на то, что судно нашли несколько лет назад, сокровища до сих пор не подняли на поверхность. По словам юристов, поиски проводили нелегально и с нарушением международных прав.

«Потому что на него претендовало очень много сторон – правительство Колумбии, Испания, компания Росса Хайетта, а также индейский народ Кхара-Кхара, на территории которого было добыто как раз это золото», - отметила Наталья Введенская.

Охотники за сокровищами

У американской компании, претендующей на серебро «Тилавы», тоже скандальное прошлое. В 2007 году кладоискатели подняли со дна Атлантического океана 17 тонн золота и серебра. Этот клад считают самым ценным из когда-либо найденных под водой. Вскоре о правах на сокровища заявило правительство Испании. По мнению властей, американцы присвоили себе груз военного испанского судна, затонувшего в XIX веке возле побережья Португалии. Но компания назвала обвинения необоснованными и отказалась сообщать местонахождение клада.

«Но в результате через несколько лет споров все-таки суд штата Флорида признал право именно за Испанией обладать этим сокровищем», - сказала Наталья Введенская.

Фото: © скриншот видео

Борьба за серебро «Тилавы»

А вот судьбу груза с «Тилавы» решает британский адмиралтейский суд. Согласно архивным документам, серебро на теплоходе предназначалось не для государственных дел. Такие грузы называют коммерческими, и по закону они принадлежат тем, кто их нашёл.

«По закону, если такое происходило, то компания, нашедшая деньги или монеты, могла оставлять их себе. На что юристы Южно-Африканской Республики заявили, что серебро предназначалось для чеканки монет, и это дело государственное, а никак не коммерческое», - отметила Наталья Введенская.

В декабре 2020 года суд вынес решение в пользу Хайетта. Но уже через месяц дело рассмотрели повторно. Невероятно, но судья изменил своё решение и разрешил представителям ЮАР подать апелляцию. Сейчас серебро с «Тилавы» хранится на складе в Великобритании, где оно и останется до выяснения всех обстоятельств дела.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_852314 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_852314')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_852314", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_852314', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_852314(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_852314(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })