window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
08 июня 2021, 18:41

Летающий батут: как СССР и США разрабатывали надувные самолеты

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Авиаконструкторы много лет были одержимы идеей создания "надувного" самолета. Но все попытки оказались тщетными.
Фото: © Стартовая катапульта. Википедия

В 1950-х годах, в разгар холодной войны СССР и США задумались над способами перехвата бомбардировщиков в районе Арктики. Конструкторы начали разработку специальных катапульт для истребителей-перехватчиков. Эти устройства должны были обеспечить взлет боевых машин практически с места, без аэродрома - их на Севере не хватало. А для посадки самолетов американские инженеры придумали гигантский надувной мат. Все старты с помощью катапульт прошли успешно, а вот во время пробной посадки на надувную полосу истребитель получил сильные повреждения, и от этой идеи отказались. Помимо надувных посадочных полос американцы разрабатывали самолеты из резины и нейлона. Для каких целей их планировали использовать? И чем завершился этот проект? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Помощь горным десантникам

Советский конструктор Павел Гроховский вошел в историю как создатель первого хлопчатобумажного парашюта, но немногие знают, что в 1930-х годах он разрабатывал надувной самолет. По замыслу, такие летательные аппараты были бы незаменимы для десантников в горах. Гроховский сконструировал резиновый планер, который смог подняться в воздух. Правда, его летные характеристики были не на высоте.

Фото: © Резиновый планер

«Потому что у него было маленькое внутреннее давление. Он был сделан по принципу обычного самолета, то есть фюзеляж, хвост, крылья. Все нежесткое, все «играло». В итоге, когда летчики пытались его пилотировать, зачастую он просто не управлялся», - рассказывает преподаватель МАИ Юрий Швед.

Трехмерная конструкция

Параллельно с Гроховским над созданием надувного самолета работал и американец Тейлор МакДэниел. Однако его проект также не удался. Тогда просто не было подходящего материала, который позволил бы сделать такой летательный аппарат прочным. Чтобы резиновое крыло могло сопротивляться потокам воздуха, его оболочка должна выдерживать высокое давление - почти как в автомобильной шине. Подходящий материал разработали в США в начале 1950-х. Он состоял из двух слоев сверхпрочной прорезиненной ткани, соединенных сеткой из нейлоновых нитей. Такая оболочка выдерживала давление в несколько атмосфер. Надувное крыло из этого волокна было твердым и сохраняло форму даже под действием массы человека.

«Они ткали не просто ткань, а изделие целиком. Нити в структуре профиля не просто образовывали поверхность, они образовывали связи между верхней и нижней поверхностями. Вот такое хитрое плетение в трехмерную конструкцию», - делится Юрий Швед.

Инфлатоплан для сбитых летчиков

По такому принципу в середине 1950-х в США создали инфлатоплан - экспериментальный надувной самолет. По задумке Пентагона, контейнеры со сложенными летательными аппаратами должны были сбрасывать на парашютах в труднодоступную местность для эвакуации разведчиков или сбитых летчиков с вражеской территории. Все, что от них требовалось - надуть инфлатоплан и улететь.

«В сложенном виде самолет представлял собой брезентовый цилиндр, в котором был уложен резиновый корпус транспортного средства. Мотор находился отдельно. И когда цилиндр раскрывали, надувался самолет с шестиметровыми крыльями на одного человека», - говорит авиаконструктор Александр Бегак.

Фото: © Инфлатоплан

В сложенном виде инфлатоплан занимал объем чуть больше кубометра. Он почти полностью состоял из прорезиненной ткани. Металлическими были только двигатель, бак и элементы управления. Топлива хватало, чтобы пролететь около 600 километров. Самолет надувался всего за пять минут. Компрессор работал от двигателя и поддерживал необходимое давление в камере, поэтому инфлатоплан мог продолжать полет даже с простреленной обшивкой.

Трагедия с испытателем

Первый экспериментальный инфлатоплан поднялся в воздух 13 февраля 1956 года. Поначалу испытания шли успешно, но вскоре произошла трагедия. Во время одного из полетов аппарат попал в зону турбулентности. Пилот попытался выровнять курс, но лопнул трос управления. Крылья стали сильно изгибаться, в какой-то момент одно из них буквально сложилось пополам и попало в винт, и его тут же разодрало. Во всей конструкции упало давление, второе крыло мгновенно потеряло твердость. Алюминиевая законцовка на нем полетела в кабину, попав прямо в шлем пилоту.

Фото: © Испытания инфлатоплана

В тот день за штурвалом был летчик-испытатель по фамилии Уоллес. По одной из версий, от удара пилот потерял сознание и выпал из кабины. Парашют не раскрылся, и Уоллес погиб. До выяснения причин трагедии программу испытания надувных самолетов приостановили. А в 1973 году Пентагон закрыл проект из-за совокупности недостатков.

«Небесный крюк»

Вдобавок, к тому времени американцы придумали более простой способ эвакуации по воздуху - так называемый «небесный крюк». Система представляла собой небольшой аэростат с подвеской для груза и соединительным тросом. А самолет со специальной вилкой на носу подхватывал эту конструкцию и уносил за собой. Метод оказался безопасным для людей и позволял эвакуироваться из леса и даже с поверхности воды. Продемонстрировали свою эффективность и вертолеты. Однако конструкторы не оставляли попыток создать надувной самолет. Британцы попробовали наладить выпуск резинового планера, который разгонялся с помощью велосипеда. А в 1960-х даже испытывали дельтолет, прикрепляя надувное крыло к коляске с двигателем в 38 лошадиных сил.

Покорители космоса

К идее надувных самолетов вернулись в XX веке. Оказалось, они незаменимы для исследования Венеры. Атмосфера этой планеты настолько плотная, что давление на поверхности такое же, как на Земле на глубине 900 метров под водой, а температура - 400 градусов Цельсия. Космические зонды, достигшие поверхности Венеры, продержались там недолго. Зато на высоте 50 километров условия сопоставимы с поверхностью Земли.

«И здесь возможность использовать крыло с маленькой нагрузкой, но большой площадью может быть нам на пользу. Например, разместить на крыле фотоэлементы большой площади. Таким образом, крыло может питать электродвигатель и позволит ему долго летать», - утверждает Юрий Швед.

Американцы уже разработали проект надувного дрона для исследования ближайшей к Земле планеты. Это сверхлегкий беспилотник с воздушным винтом и размахом крыльев 46 метров. По словам разработчиков, аппарат рассчитан на год эксплуатации на Венере.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_843787 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_843787')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_843787", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_843787', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_843787(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_843787(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })