Загорелся пункт управления энергоблоком. Погас свет, из-за дыма практически ничего не видно. В таких экстремальных условиях задача персонала быстро остановить реактор и перейти на резервный пункт управления. Выглядит все максимально реалистично, даже становится не по себе. После чернобыльской трагедии появилось понятие "культура безопасности" - сотни правил и новых инструкций, чтобы исключить человеческий фактор, а ведь именно он в 86-м был главной причиной аварии.
"Создана мощная нормативная база. Любое отклонение от требований федеральных норм и правил чревато отъемом лицензии у станции и прекращением ее эксплуатации. Мы живем в жестких регулируемых рамках", - объяснил Юрий Мамонтов, заместитель главного инженера Калининской АЭС по радиационной защите.
Сейчас в стране работает одиннадцать АЭС. И конечно, вперед шагнули и технологии, которые обеспечивают безопасную работу атомных электростанций. Противоаварийные системы дублируются, учитывают даже самые невероятные сценарии катастрофы - например, падение самолета на АЭС. Все для того, чтобы ни при каких условиях чернобыльский сценарий не повторился.
"Мы знаем, что одной из основных причин аварии были конструктивные недоработки, о которых мы могли раньше и не знать, но теперь мы знаем, поэтому были изменены, собственно, сам реактор и прежде всего нейтронно-физические его характеристики. Это было достигнуто за счет перехода на новое топливо, ядерное топливо", - рассказал директор Ленинградской атомной станции Владимир Перегуда.
Все передовые технологии создают с учетом выводов, которые сделали после Чернобыльской катастрофы. За фатальные ошибки тогда пришлось заплатить слишком дорого.