Россия представила в ООН заявку на расширение своих владений в Арктике. Этот документ – вершина айсберга, в основании которого многолетние исследования и полярные экспедиции. Именно в ходе этих работ специалисты уточнили границы континентального шельфа, что в итоге и даёт нашей стране право претендовать на значительную часть Северного Ледовитого океана, который скрывает гигантские месторождения полезных ископаемых.
15 лет научных исследований, 9 экспедиций на ледоколах и подводных лодках, тысячи проб и замеров. На 40-ю сессию Комиссии ООН по границам континентального шельфа российская делегация ехала, основательно подготовившись. Чтобы доказать, что арктический шельф должен принадлежать именно нашей стране.
Месторождения шельфа до конца не исследованы, но уже сейчас можно говорить о трети мировых запасов газа и 15 процентах мировых запасов нефти. Впервые о праве на огромный кусок океана площадью более миллиона квадратных километров мы заявили еще в 2001-м, но тогда в ООН заявку отклонили. Не хватило аргументов. К тому же в арктических водах Россия – рыба крупная, но не единственная.
Часть арктического пирога уже поделена – это 200-мильные зоны территориальных вод у берегов России, Норвегии, Дании, Канады и США. Дальше – ничейная территория. Причем наши претензии сейчас даже немного больше, чем были в первоначальной заявке, и простираются до Канадского Арктического архипелага, через центр Северного Ледовитого океана и Северный полюс.
Задачей ученых, все эти годы бороздивших самые холодные и малоизученные воды планеты, было доказать: морское дно здесь – продолжение евразийского континента, а значит, часть нашей страны, а не Мирового океана. Так, в 2007-м экипаж глубоководного аппарата МИР-1 совершил погружение в точке полюса, которое потом сравнивали с первым полетом человека в космос. Глубина – больше 4 километров. На хребте Ломоносова тогда установили российский флаг - как делали все первооткрыватели, достигшие никогда не исследованных территорий.
Впрочем, на часть территорий, указанных в российской заявке, претендуют и другие страны – Дания и Канада. Похозяйничать здесь хотели бы и США, но им для начала нужно ратифицировать конвенцию по морскому праву. Особенно громко заявления о том, что в Арктике становится тесно, стали раздаваться с началом глобального потепления. Льды тают, а значит, появляется рентабельный морской путь, соединяющий Западную Европу с портами Юго-Восточной Азии и Китая.
40-я сессия ООН продлится до 18 марта, и кроме нашей на ней будет рассмотрено еще 8 заявок. Но российская в приоритете – как вторично поданная. Правда, ждать ответа от международных экспертов придется от 3 до 5 лет. Это средний срок рассмотрения таких документов. Впрочем, наша делегация считает: шансы неплохие. Особенно после того, как на такой же сессии Охотское море было признано внутренним морем России единогласно.