в удобном формате
Любопытно вспомнить историю - 45 лет назад именно в этот день стартовал проект, который на время примирил двух противников в холодной войне. Знаменитый запуск и стыковка "Союз - Аполлон". Москва и Вашингтон тогда смогли договориться. Некоторые из технологий, разработанные специально к этому проекту, применяются на МКС и сегодня.
Ровно 45 лет спустя после синхронных стартов «Союза» и «Аполлона» вспоминаем интересные технические подробности: стыковка советского и американского космических кораблей поначалу казалась невозможной чисто технически. Даже воздух в отсеках – разный по составу, несовместимые стыковочные узлы и агрегаты. Но сделано всё было всего за три года. Сегодня как раз опубликованы рассекреченные документы по проекту «Союз - Аполлон». Приказ министра общего машиностроения: «все силы направить на реализацию проекта».
История, которую и сейчас можно потрогать руками. 45 лет назад случилась стыковка «Аполлона» и «Союза-19» в космосе, и после этого даже само название стало «брендом» для десятков тысяч единиц сувенирной продукции в обеих странах, символом международного сотрудничества в космосе.
"Мы всегда держали в уме эту предысторию, Леонов и Стаффорд были для нас примером, как перерастали технические отношения в личностные. Когда мы находимся в сложных условиях, в агрессивной среде, всегда помогаем. Когда закончили летать «Шаттлы» и не подошли вовремя американские пилотируемые корабли, на протяжении многих лет «Союз» был единственным способом доставки членов всех международных экипажей на борт станции", - говорит лётчик-космонавт, Герой СССР, Герой России Сергей Крикалёв.
Командир «Союза-19», легендарный Алексей Леонов вспоминал: стыковать пришлось не только космические корабли, а две политические системы, крайне не любившие друг друга.
"Мужество, героизм и мысль тех людей, которые в той обстановке сделали эту программу. Это же было сделано во время «холодной войны», в очень рискованное время", - говорил лётчик-космонавт СССР, дважды герой СССР, командир корабля «Союз-19» Алексей Леонов.
Всего за 12 лет до этого СССР и США были готовы развязать третью мировую войну после «карибского кризиса», но потом пришло понимание: лучше запускать космические ракеты в космос, чем стрелять друг в друга ядерными боеголовками. Политическая воля делает реальностью немыслимую ранее картинку: полковник ВВС Советского Союза Алексей Леонов в ковбойской шляпе рыбачит рядом с астронавтом Дональдом Слейтоном в ходе подготовки к полёту. А потом Леонова прямо из космоса выводят в прямой эфир самого популярного радиошоу - «Доброе утро, Америка!», и в США начинается массовая паника.
"Американцы упали в ужас, когда я сказал, что это я лётчик-испытатель, полковник ВВС Советского Союза, они стали звонить: «Почему он над нами?" - говорил Алексей Леонов.
Командир «Аполлона» Том Стаффорд срочно учил русский язык. Правда, делал он это в Хьюстоне, так что его язык называли «рустонский».
"Я постучал в люк и спросил на корявом русском: «Кто там есть?» Ну а кто там ещё мог быть, в двухстах километрах над Землёй?" - вспоминает он.
Стыковка, открытие люков и встреча двух космических цивилизаций с одной планеты вошли в историю под названием «рукопожатие в космосе». Говорят, что никогда ни до, ни после генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев не был в таком восторге от космического полёта.
"Это – лучшее из того, что у нас есть. Это – шедевр!" говорил он.
Газета «Известия» на следующий день вышла с пророческим заголовком на первой полосе: «Союз-Аполлон» - прообраз будущих орбитальных космических станций.
Впрочем, за 45 лет многое изменилось. Одной из сверхдержав не стало, вторая слишком долго наслаждалась победой в «холодной войне».
"Мы предлагали два языка – русский и английский. Американцы говорили: «Нет, мы главные, будет только английский!» Сейчас оба языка используются", - говорит летчик-космонавт, Герой России Александр Лазуткин.
США запустили свой пилотируемый корабль, их нынешний президент собирается колонизировать Луну, а эксцентричный космический предпринимать Илон Маск грезит захватом Марса.
"Наука многообразна, космические проекты они интернациональны, они не могут быть национальны, одна страна не может одолеть все эти задачи", - говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ РАН), кандидат технических наук Натан Эйсмонт.
Алексей Леонов и Томас Стаффорд до последних лет жизни командира «Союза-19» считали себя не просто друзьями – братьями. При каждой встрече вновь напоминали миру одну простую истину, проверенную на собственном опыте.
Главное, чтобы их потомки не забыли уроки ещё совсем недавнего «совместного прошлого».