в удобном формате
Отголоски войны сегодня особенно отчетливо звучат в Будапеште. 75 лет назад Красная армия освободила столицу Венгрии от фашистов. К этой дате наше Минобороны рассекретило уникальный архив, как брали город, как сложно его было восстанавливать и на какие жертвы пришлось пойти красноармейцам. Из Будапешта Леонид Китрарь о том, чего стоило освободить город и как его жители чтут эту память.
Йожефу Балинту к моменту вступления Красной армии в Венгрию было 14 лет. Он жил на самом востоке страны и помнит те дни до малейших деталей.
"К нам приехали разведчики. На маленьких таких лошадках. Спрашивают, где немцы - нет. Женщины принесли молоко, сало. Поели. Но с лошадей не слезли. Это были разведчики. Так я понял. Потом уехали", - вспоминает бывший директор венгерского статистического ведомства, автор книг по истории Второй мировой войны Йожеф Балинт.
Семья Йожефа Балинта в самом начале советской операции по освобождению Венгрии спасла 10 красноармейцев. Спрятала их от окружения, кормила и снабжала ценнейшей информацией. Потом молодой Йожеф уехал учиться в Ленинград, женился там, а уже на пенсии начал писать книги по истории.
"И, конечно, главное сейчас - это предрассудки. Умаление роли Красной армии. Приписывание Красной армии роли захватчика", - говорит Балинт.
Красная армия вступила на территорию Венгрии исключительно из военной необходимости. Из-за продолжающегося сопротивления немецких войск. Не как завоевательница, а как освободительница венгерского народа. Это - выдержка из одного из документов, опубликованных Министерством обороны России к 75-летию освобождения Будапешта.
"В воззвании следует сказать, что Красная армия выполняет приказ Верховного главнокомандующего - преследовать неприятельские войска до их полного поражения и капитуляции. И пришла она в Венгрию не как завоевательница, а как освободительница", - отмечает главный документовед архива по связям со СМИ Виктория Каяева.
Эти слова всеми возможными способами бойцы Красной армии доводили до местного населения. От расклейки листовок до выступления по радио. И люди это слышали.
"В городе паники не наблюдается, и население не хочет покидать город, оно ожидает прихода русских. По показаниям жителей городов Язберень и Конст-Мартал", - говорит Каяева.
Осада города и немецкой группировки вместе с венгерскими частями была тяжелой. Немцы понимали, что Будапешт не удержат, но Гитлер приказал бороться до последнего солдата. Фашисты разрушили почти треть жилого фонда венгерской столицы. Взорвали все мосты через Дунай. И даже попытались вырваться из окружения. Но героизм советских солдат оказался сильнее.
"Товарищ Воронин своим танком уничтожил 10 немецких танков и самоходных пушек, большое количество автомашин с продовольствием и боеприпасами и до 300 немецких солдат и офицеров. В настоящее время танк боеготовен", - следует из наградного листа гвардии старшины Павла Воронина.
В современной Венгрии о роли Красной армии во Второй мировой почти не задумываются. При этом в ярую русофобию, как это происходит в Польше, тут тоже не впадают.
Памятник советским героям-освободителям находится в самом центре Будапешта, на площади Свободы. Здесь всегда чисто, убрано и аккуратно. Но это чуть ли не единственный памятник во всей столице Венгрии, который в ночное и вечернее время никак не подсвечивается. Да и на туристических картах и путеводителях его нет.
Впрочем, проводить памятные мероприятия, как на 9 Мая, так и в день освобождения Будапешта, никто не мешает. Российскому посольству, которое их организовывает, спокойно подписывают все необходимые бумаги.
"В Венгрии было две оккупации. Немецкая с марта 1944-го, которая потом перетекла в коммунистическую, которая завершилась в 1990 году. Это официальная идеология, закрепленная в конституции. Поэтому праздник отмечать на официальном уровне они, конечно, не будут", - говорит чрезвычайный и полномочный посол России в Венгрии Владимир Сергеев.
Венгерские историки уверены, что переосмысление участия советских войск в освобождении Венгрии - это результат только лишь внутриполитической борьбы.
"Сегодняшняя власть ищет пути компромисса между леволиберальными и националистическими силами. И интерпретация участия Красной армии в освобождении Венгрии стала результатом этого компромисса", - считает историк, профессор будапештского университета имени Лоранда Этвеша Тамаш Краус.
Мы хотели записать это интервью полностью на венгерском. Чтобы не ошибиться в деталях - все-таки русский для Тамаша Крауса не родной. Но в какой-то момент историк решил, что некоторые вещи нужно рассказать и без перевода.
"Они хотят вытереть из памяти народа, что мы туда пошли, истребили евреев, коммунистов, активистов. Что мы принимали участие в нацистском геноциде на территории СССР", - говорит историк.
Уже сейчас никто в Будапеште и не помнит, что именно красноармейцы провели колоссальную работу по разминированию города. И дали возможность сотням тысяч вернуться домой. Но все это есть в архивах и документах, которые с сегодняшнего дня доступны любому желающему. Чтобы каждый мог воочию убедиться, советский воин - освободитель. Хоть это и написано на каждом памятнике почти во всех европейских столицах.