window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 февраля 2020, 09:36

Минобороны рассекретило документы об освобождении Будапешта

Следите за нашими новостями
в удобном формате

Отголоски войны сегодня особенно отчетливо звучат в Будапеште. 75 лет назад Красная армия освободила столицу Венгрии от фашистов. К этой дате наше Минобороны рассекретило уникальный архив, как брали город, как сложно его было восстанавливать и на какие жертвы пришлось пойти красноармейцам. Из Будапешта Леонид Китрарь о том, чего стоило освободить город и как его жители чтут эту память.

Минобороны рассекретило документы об освобождении Будапешта

Йожефу Балинту к моменту вступления Красной армии в Венгрию было 14 лет. Он жил на самом востоке страны и помнит те дни до малейших деталей.  

"К нам приехали разведчики. На маленьких таких лошадках. Спрашивают, где немцы - нет. Женщины принесли молоко, сало. Поели. Но с лошадей не слезли. Это были разведчики. Так я понял. Потом уехали", - вспоминает бывший директор венгерского статистического ведомства, автор книг по истории Второй мировой войны Йожеф Балинт.

Семья Йожефа Балинта в самом начале советской операции по освобождению Венгрии спасла 10 красноармейцев. Спрятала их от окружения, кормила и снабжала ценнейшей информацией. Потом молодой Йожеф уехал учиться в Ленинград, женился там, а уже на пенсии начал писать книги по истории. 

"И, конечно, главное сейчас - это предрассудки. Умаление роли Красной армии. Приписывание Красной армии роли захватчика", - говорит Балинт.

Красная армия вступила на территорию Венгрии исключительно из военной необходимости. Из-за продолжающегося сопротивления немецких войск. Не как завоевательница, а как освободительница венгерского народа. Это - выдержка из одного из документов, опубликованных Министерством обороны России к 75-летию освобождения Будапешта. 

"В воззвании следует сказать, что Красная армия выполняет приказ Верховного главнокомандующего - преследовать неприятельские войска до их полного поражения и капитуляции. И пришла она в Венгрию не как завоевательница, а как освободительница", - отмечает главный документовед архива по связям со СМИ Виктория Каяева. 

Эти слова всеми возможными способами бойцы Красной армии доводили до местного населения. От расклейки листовок до выступления по радио. И люди это слышали. 

"В городе паники не наблюдается, и население не хочет покидать город, оно ожидает прихода русских. По показаниям жителей городов Язберень и Конст-Мартал", - говорит Каяева.

Осада города и немецкой группировки вместе с венгерскими частями была тяжелой. Немцы понимали, что Будапешт не удержат, но Гитлер приказал бороться до последнего солдата. Фашисты разрушили почти треть жилого фонда венгерской столицы. Взорвали все мосты через Дунай. И даже попытались вырваться из окружения. Но героизм советских солдат оказался сильнее. 

"Товарищ Воронин своим танком уничтожил 10 немецких танков и самоходных пушек, большое количество автомашин с продовольствием и боеприпасами и до 300 немецких солдат и офицеров. В настоящее время танк боеготовен", - следует из наградного листа гвардии старшины Павла Воронина. 

В современной Венгрии о роли Красной армии во Второй мировой почти не задумываются. При этом в ярую русофобию, как это происходит в Польше, тут тоже не впадают. 

Памятник советским героям-освободителям находится в самом центре Будапешта, на площади Свободы. Здесь всегда чисто, убрано и аккуратно. Но это чуть ли не единственный памятник во всей столице Венгрии, который в ночное и вечернее время никак не подсвечивается. Да и на туристических картах и путеводителях его нет.

Впрочем, проводить памятные мероприятия, как на 9 Мая, так и в день освобождения Будапешта, никто не мешает. Российскому посольству, которое их организовывает, спокойно подписывают все необходимые бумаги.  

"В Венгрии было две оккупации. Немецкая с марта 1944-го, которая потом перетекла в коммунистическую, которая завершилась в 1990 году. Это официальная идеология, закрепленная в конституции. Поэтому праздник отмечать на официальном уровне они, конечно, не будут", - говорит чрезвычайный и полномочный посол России в Венгрии Владимир Сергеев. 

Венгерские историки уверены, что переосмысление участия советских войск в освобождении Венгрии - это результат только лишь внутриполитической борьбы.

"Сегодняшняя власть ищет пути компромисса между леволиберальными и националистическими силами. И интерпретация участия Красной армии в освобождении Венгрии стала результатом этого компромисса", - считает историк, профессор будапештского университета имени Лоранда Этвеша Тамаш Краус. 

Мы хотели записать это интервью полностью на венгерском. Чтобы не ошибиться в деталях - все-таки русский для Тамаша Крауса не родной. Но в какой-то момент историк решил, что некоторые вещи нужно рассказать и без перевода.

"Они хотят вытереть из памяти народа, что мы туда пошли, истребили евреев, коммунистов, активистов. Что мы принимали участие в нацистском геноциде на территории СССР", - говорит историк. 

Уже сейчас никто в Будапеште и не помнит, что именно красноармейцы провели колоссальную работу по разминированию города. И дали возможность сотням тысяч вернуться домой. Но все это есть в архивах и документах, которые с сегодняшнего дня доступны любому желающему. Чтобы каждый мог воочию убедиться, советский воин - освободитель. Хоть это и написано на каждом памятнике почти во всех европейских столицах.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_660402 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_660402')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_660402", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_660402', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_660402(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_660402(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })