в удобном формате
Художник-акционист Петр Павленский превратил нынешнее заседание во французском суде в настоящее шоу: кричал, топал и размахивал микрофоном, заявляя, что этот процесс посвящает Маркизу де Саду. От такого в шоке был не только судья, но и переводчик, который просто выбежал из зала. В итоге заседание пришлось прервать.
Суд над скандальным российским художником во Франции превратился в настоящий перформанс. Шоу Петр Павленский на этот раз устроил без молотка или горелки, а просто сорвал заседание.
Благие намерения русского художника, находящегося под подпиской о невыезде и судебным контролем Франции, на первом заседании по существу былого фурора не произвели. Никаких Femen с зашитыми ртами и ликующей толпы. Даже сожительница, она же проходящая по делу соучастница Павленского (Оксана), больше не в стройных рядах фанатов отечественного акциониста.
Не прошло и получаса, как из закрытого для телекамер зала заседания выбежала судебный переводчик Павленского. Лингвист призналась, что за 20 лет такого клиента в ее практике еще не было.
Но сенсацией очередной перформанс не стал. В поисках нового переводчика Павленского отпустили на перерыв. Судья продолжила рассматривать другие дела. Стереть грань между искусством и действительностью на этот раз не получилось.
Сценой для последнего, самого крупного перформанса Павленского стал фасад Банка на площади Бастилии. Подобно французским революционерам, он разжег здесь пожар по задумке мировой революции. Так акционист хотел превратиться в объект своего художественного произведения, а стал объектом уголовного преследования.
Повторы в искусстве, как и рецидивы в правосудии, не "comme il faut". Ведь пару лет до этого Павленский уже поджигал здание ФСБ на Лубянке. За что был провозглашен оппозиционером. Но если в родной России акционист отделался штрафом и полгодом ареста, то на чужбине во Франции художника обидеть за такие арт-выходки собираются посерьезнее - 10 лет тюрьмы и штраф в 150 тысяч евро.
"Франция оказалась щедрой, наверное, слишком щедрой к этому так называемому художнику. Лично для меня в его действиях нет ничего художественного. За любые преступления надо отвечать", - говорит политолог Тьерри Мариани.
Впрочем, на свободу Павленский, по своим же заявлениям, никогда особо не спешил. Дескать, и в тюрьме можно быть свободным. Правда после откровений соучастниицы и гражданской жены за французской решеткой Петру пришлось куда тяжелее, чем в привычной для него "Бутырке".
Зато у себя дома художник добровольно и с регулярным постоянством находил перформансы на свои самые разные части тела. В России пусть и с оговорками признавали это художественным протестом. Во Франции решили просто поставить диагноз.
И чем бы ни закончился этот затянувшийся почти на два года судебный процесс, Павленский, по мнению экспертов, все же очень сильно рискует не только свободой, но и политическим убежищем, которое он получил от Франции, куда сбежал после обвинения в изнасиловании.