в удобном формате
Настоящего прорыва в процессе мирного урегулирования конфликта в Сирии добились президенты России и Турции. Переговоры Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Сочи продолжались более четырех часов, гораздо дольше запланированного. Главной темой стала ситуация в провинции Идлиб — последнем и единственном крупном регионе Сирии, который пока контролируют боевики. Лидеры государств договорились создать демилитаризованную зону глубиной 15–20 километров вдоль линии соприкосновения вооруженной оппозиции и правительственных войск. И буквально через несколько часов после окончания встречи в Госдепе США отреагировали на создание зоны деэскалации — там заявили, что приветствуют и поощряют усилия России и Турции по сокращению насилия в Сирии.
Эрдоган долго жмет руку Путину, а потом прикладывает ее к сердцу. Следом российский президент прощается с министром иностранных дел Турции и показывает ему палец вверх. Обмен такими жестами на формальное прощание никак не похож.
Результат этой встречи неожиданный и уникальный. Деэскалация вместо боевой операции. Вокруг провинции Идлиб создадут демилитаризованную зону 15–20 километров глубиной.
Тут важно не только совместное решение, но и совместные действия. Российские и турецкие военные будут вместе патрулировать район. Получается, спорный вопрос еще и сблизил страны.
Это пример столь редкого в последнее время нормального способа разрешения спорных вопросов. Позиции стран в отношении сирийской провинции Идлиб во время иранского саммита не сошлись. И лидеры России и Турции вновь встречаются здесь, в Сочи. Никаких взаимных обвинений и попыток надавить друг на друга, как это принято сейчас у союзников на Западе. А лишь поиск компромиссов.
Все это благодаря хорошим личным отношениям Путина и Эрдогана. Они встретились без особых формальностей. Долго разговаривали на пороге. Потом никак не могли начать переговоры, все что-то обсуждали перед входом в зал. Эрдоган и во время заявления старался вставить знакомое русское слово.
А ведь еще 10 дней назад в Тегеране у них были разные взгляды. Судьба провинции Идлиб — сложнейший вопрос. С одной стороны, буквально кишит террористами. С другой — там 3,5 млн жителей. Военная операция ставит их жизни под угрозу. А регион — на грань гуманитарной катастрофы. Кроме того, там есть силы, которые Турция считает умеренной оппозицией.
Провокации — это то, к чему и в России, и в Турции уже привыкли. С их помощью США, Британия и Евросоюз уже пытались поссорить наши страны. Но отношения после этого, кажется, только окрепли. В том числе и в сирийском вопросе появились общие подходы.
Это уже разговор не о тактике боевых действий, а о начале мирного процесса. Очередного длительного военного противостояния в Сирии удалось избежать благодаря способности договариваться и умению находить компромиссы. Свою работу в конце встречи оценили даже сами лидеры.
Глава МИД Ирана сегодня заявил, что именно дипломатия помогла предотвратить войну в Идлибе.
"Переговоры в последние несколько недель во время моих визитов в Анкару и Дамаск, которые продолжились на саммите России, Ирана и Турции в Тегеране и встречей в Сочи, помогли предотвратить войну в Идлибе и подтвердили решимость бороться с экстремизмом", — написал Зариф в своем Twitter.