Почти три тонны гуманитарной помощи привезли сотрудники российского Центра по примирению в сирийский Дейр-эз-Зор. Эта провинция сильно пострадала от боевиков, а освободили ее совсем недавно. Многие жители в поисках убежища переехали в другие районы страны, в том числе в Хомс. Там беженцам предоставили жилье и работу.
Новый бак для воды — в списке первоочередных покупок. Старый изрешечен осколками, и его не починишь. За все, что поддается ремонту, Абшелям берется сам. И понемногу наводит дома порядок. Главное, что вернулись.
"Мой сын родился в лагере для беженцев. Он еще не знает, что такое свой дом. В годы войны мы не могли нормально питаться. Иногда у нас просто не было крыши над головой. Все это закончилось. Мы начинаем новую жизнь", — рассказывает Абшелям Мони.
Эта часть провинции Холмс надолго оказалась между двумя огнями. Небольшой городок Эль-Ганто разделял боевые позиции террористов и сирийской армии. Ему здорово досталось. Семья Мони бежала отсюда с родней, друзьями и соседями, но сейчас уже вернулись почти все.
"В нашем городе до войны проживало около 16 тысяч человек, сейчас 13 тысяч. Это очень хороший показатель. Люди возвращаются ежедневно. Они знают, что здесь их дом, здесь стало безопасно. Государство помогает нам. В первую очередь, необходимо восстановить инфраструктуру — дать людям воду и электричество", — говорит глава администрации Эль-Ганто Абдусалям Джехвад.
Пока не восстановлена инфраструктура, помогают российские военные. Армейские медики принимают больных, регулярно приходит гуманитарная помощь. Не вернулись домой лишь те, чьи дома разрушены сильно. Остаются пока в Латакии. Работают на крупнейшей в стране хлопковой фабрике.
"Мы обеспечиваем хлопковой нитью всю Сирию. И даже 20% продукции идет на экспорт. До войны мы производили 15 тысяч тонн в год. Сейчас всего 5 тысяч тонн. Но главное, наша фабрика работает и развивается", — рассказывает директор фабрики Назер Бермиш.
Сейчас на ней заняты 2,5 тысячи человек, в основном беженцы из Идлиба и Дейр-эз-Зора.
"Два года назад наш дом в Идлибе окружили террористы. Держали нас без еды и воды. Нам удалось бежать. Мы приехали в Латакию, я работаю на фабрике, дети ходят в школу. Если бы здесь нас не приняли, мы бы погибли", — вспоминает Эльхам Бальмущ.
Так же, как и жители Эль-Ганто, все эти люди больше всего на свете хотят вернуться в свои родные города. Тут каждый знает, война на исходе и ждать осталось недолго.