В освобожденную Восточную Гуту вернулись свыше 100 тысяч мирных жителей. Об этом сообщили в центре приема и обращения, который создан в Минобороны России совместно с Сирией. Новая структура помогает восстанавливать социальные службы на местах, помогает с переселением и восстановлением документов. Съемочная группа РЕН ТВ пообщалась с беженцами и узнала, через что им пришлось пройти за годы скитаний.
Новый базар открылся там, где еще совсем недавно люди стреляли друг в друга, и Мухаммад Сбелати отправился туда первым делом. Мухаммад вернулся в родной район из Турции, из Анкары.
Квартира очень похожа на наши русские малогабаритки. Но есть одна деталь. В потайном шкафчике в гостиной – непременное печенье для гостей, а в холодильнике – арбуз, предусмотрительно нарезанный дольками. Разговариваем о непростой жизни за кордоном, о том, как Мухаммад спас свою жизнь, сбежав из города Яльда в пригороде Дамаска. Сбелати – бывший военный, и боевики могли застрелить его.
"В 2008 году я ушел со службы. Когда террористы зашли в этот район, я уехал в город Адайя. Прожил там год, а потом уехал в Турцию", – рассказывает он.
Теперь Мухаммад снова на любимом диване, под картинами и портретами родственников. Говорит, что больше не собирается никуда уезжать. И таких, как он, здесь в городе несколько десятков. Люди, прослышав, что война в Дамаске закончилась, прибывают из всех соседних стран. В сотне метров от дома Мухаммада действует оперативный штаб помощи беженцам. Здесь всегда много посетителей.
"Когда к нам возвращаются беженцы, у многих нет паспортов и документов, подтверждающих право собственности. Мы здесь всех принимаем, разбираемся в обстоятельствах и помогаем восстановить бумаги", – говорит глава администрации Ялды Мотаз Кфарсусани.
Есть еще и русский штаб по возвращению беженцев – при Национальном центре управления обороной Российской Федерации в Москве. В Сирии он действует через офицеров ЦПВС. И если на юге Дамаска процесс возвращения уже запущен, то в других регионах страны у наших военных еще очень много работы.
Чтобы беженцы вернулись в провинцию Эль-Кунейтра, отсюда, прежде всего, удаляют боевиков. По достигнутой заранее договоренности их вместе с семьями вывозят на север страны в Идлиб. Подписав мирное соглашение, они кажутся расстроенными и демонстрируют логику, вывернутую наизнанку.
"Все, хватит. Мы хотим жить нормально. Мирно. Но здесь безопасности нет", – говорит член НВФ, Аля Ахмед аль-Халид.
То, что здесь небезопасно именно из-за таких, как он, в голову Аля Ахмеду аль-Халиду просто не приходит.
За годы войны Эль-Кунейтру покинули десятки тысяч мирных граждан. Но теперь для каждого из них есть шанс на благополучное возвращение в родные дома.