в удобном формате
Новые реалии. Смена лидеров. Искажение политических координат. Владимир Путин, пожалуй, нигде так подробно не говорил о будущем планеты, как на заседании Валдайского клуба.
Главная тема работы Валдайского клуба в этом году: "Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок?". Хотя, казалось бы, новая холодная война может привести только к новому ледниковому периоду.
Разговоры о разломе мира очень эффектно смотрятся на фоне разломов горных. Несколько лет подряд Валдайский клуб собирается среди заснеженных вершин. Получается очень символично. Ведь сегодня между странами и континентами порой немногим меньше снега и льда.
В прошлой холодной войне нас посчитали проигравшими. Распад Советского Союза изменил политический климат. И до сих пор США не хотят верить в возрождение бывшего противника.
Участник Валдайского форума, бывший российский посол в США Сергей Кисляк на себе испытал технологии информационной холодной войны. Он опытный дипломат, но в какой-то момент перестал понимать логику нынешних действий Госдепа.
Возможно, США просто перестали чувствовать ход времени, продолжая мыслить в категориях 90-х, когда русские вдруг сами пришли на поклон, прикрывая предательство интересов своей страны общечеловеческими ценностями.
На финальной сессии Валдайского клуба Путин не зря так много времени уделил именно 90-м. Чтобы присутствующие в зале эксперты и политологи разных стран осознали: времена изменились. И президент дает понять, что Россию ситуация 90-х не устраивает. Эта часть его выступления была очень эмоциональна. Вот что он говорил про процесс разоружения, когда две крупнейшие ядерные державы официально шли к нему. На деле речь шла о разоружении только России.
"На самом мощном в мире ядерном обогатительном Уральском электрохимическом комбинате был даже оборудован постоянно действующий американский наблюдательный пост, а прямо в цехах этого комбината были созданы постоянные рабочие места, куда американские специалисты каждый день ходили как бы на работу — да не "как бы", а ходили на работу. А в их помещениях, как водится в таком случае, на совершенно секретных российских объектах стояли американские флаги", — сказал глава государства.
"Мы слишком вам доверяли", — ответил Путин на вопрос западной участницы форума. Конечно, местоимение "мы" относилось не к нему. Как руководитель страны, он, конечно, должен брать на себя преемственность государственных решений. Но при этом четко формулирует свое отношение к их последствиям.
Впрочем, сам Путин в ядерное разоружение планеты верит. Другое дело, что атомные бомбы — уже не самое страшное оружие. Современные высокотехнологичные вооруженные силы стараются разработать и поставить на вооружение высокоточное оружие, по своей разрушительной силе приближающееся к ядерному. Впрочем, для России тут нет ничего неожиданного.
Созидательное разрушение, о котором говорили на Валдайском форуме, вполне можно применить к российским ракетам "Калибр" — разрушая инфраструктуру боевиков в Сирии, они создают основу для возвращения новой жизни. Вернее, старой жизни, что не нравится Вашингтону. Американцы почти десять лет создавали свой новый мир. Правда, как оказалось, созидание им удается не очень. Путин не зря пригласил в Сочи бывшего президента Афганистана Хамида Карзая. Он свидетель того, как новый американский мир строится на костях тысяч мирных людей.
Впрочем, американцы занимаются подсчетом российских крылатых ракет, несмотря на то что они не земного базирования, что ограничено Договором о ракетах средней и малой дальности, а морского и воздушного. Поняв, что русские воспользовались той же лазейкой в договоре, что и они сами, американцы начали говорить о крахе соглашения. Такой же ответ Россия готова дать и у своих границ, где происходит наращивание сил НАТО.
Все под контролем, говорит Путин. И это может сказать далеко не каждый мировой лидер. Одна из тем Валдайского форума — мир на грани непоправимого. Однополярная американская система привела к появлению целого ряда конфликтов, которые невозможно решить без общих усилий, одними только силами США. Сирийский конфликт сейчас грозит перерасти в напряжение между курдами и турками, то есть регион по-прежнему останется "горячим".
Одна из острейших проблем — возможная атака на Северную Корею, которую анонсировал Дональд Трамп. А в Восточной Европе медленно тлеет гражданская война на Украине. США, дистанцировавшись от минского процесса, поощряют своих ставленников, особо даже не вникая, кто они такие и что принесли туда, где еще жива память о миллионах погибших в борьбе против фашизма.
И не исключено, что именно Сирия станет тем местом, где появятся новые правила игры, которые сегодня так нужны. А пока Европа вообще играет без правил. В самом сердце Старого Света вдруг заговорили о самоидентичности. Каталония поднимает национальные флаги выше испанских — Европа больше не стесняется жить по двойным стандартам. Но теперь они больно ударили по ней самой.
Можно сколько угодно рассказывать, что мировой порядок нарушило возвращение Крыма в Россию, а не поощрение европейских столиц отделения Косово. А еще — объявлять санкции, вводить эмбарго, закрывать границы. Но географическую карту не изменить.
В год столетия русской революции впору говорить об эволюции. Массовую слежку спецслужб за собственным народом уже не скрыть от хакеров. Пробиркой со стиральным порошком не оправдать военного вторжения. Правду не заглушить цензурой. Базовые ценности остались прежними.
На фоне все глубже уходящей во внутренний мир Америки планета ищет новые места силы. На Москву многие смотрят с надеждой.
Американские СМИ уже назвали выступление Владимира Путина на Валдае предельно жестким по отношению к США. Что неудивительно: уже который президент Штатов вбивает в голову американского народа мысль о его исключительности. Но, похоже, в будущем с этой иллюзией придется расстаться. Путин твердо дал понять: решение мировых проблем возможно только через ООН, где все государства равны. Американский мир закончился.