Сегодня в Астане завершились переговоры между властями Сирии и вооруженной оппозицией. Главный итог заключается в том, что стороны начали движение навстречу друг другу.
Более того, противники Асада поверили в то, что главная цель России, которая вместе с Турцией и Ираном стала гарантом и посредником, добиться в Сирии мира и уничтожить террористов, а не сохранить существующий режим.
Ответ на вопрос корреспондента BBC моментально превратился в тест, который британский журналист так и не прошел. На итоговой пресс-конференции после обсуждения перемирия корреспондент в полосатой футболке вдруг спросил сирийского постпреда при ООН о новых наступлениях. Имел право. Но и Башар Джаафари уже был не обязан сдерживаться. Он провел два сложных дня в многосторонних переговорах, которые превратились еще и в многострадальные.
"Было очень больно сидеть в одной комнате с теми сирийцами, которые работают на иностранные структуры. Некоторые из них совершали террористические атаки. Но мы делаем это для того, чтобы спасти наш народ. И будем делать дальше", – заявил Джаафари.
Впервые за эти напряженные переговорные дни представители одной из делегаций спокойно отвечают на вопросы. А журналисты становятся в очередь, чтобы их задать. За пару часов до этого все было куда напряженнее.
Спецпредставитель ООН Стаффан де Мистура просачивается сквозь окруживших его журналистов. Наметанным глазом находит брешь в корреспондентских рядах и с успехом ускользает.
А вот делегат сирийской вооруженной оппозиции, наоборот, долго объясняет, почему его сторона не будет подписывать итоговый документ.
"Я не верю, что коммюнике будет просто настолько сильным, чтобы его приняли в ООН. Некоторые люди говорят, что это возможно, но проблема в том, что мы не можем просто взять, перевернуть страницу и начать с чистого листа", – заявил Яхья аль-Ариди.
Еще вчера журналистов отсюда чуть ли не гнали. А сегодня наоборот – заманивали. Даже специально вынесли орехи со сладостями. Хотя, конечно, корреспонденты пришли бы и без предварительных условий.
На этот раз журналисты подобрались совсем близко к переговорному процессу. И заняли буквально весь холл гостиницы "Риксос", где проходит встреча по межсирийскому урегулированию. Поймать ее главных участников уже было делом техники.
Гораздо сложнее было вытянуть у них что-то по существу. Только после того, как переговоры закончились, стало известно: страны-гаранты сирийского урегулирования – Россия, Турция и Иран – договорились создать трехсторонний механизм контроля за соблюдением перемирия. И еще несколько совсем неожиданных новостей: вооруженную оппозицию ждут для переговоров в Москве 27 января. А в Астане российская делегация передала противникам Асада проект новой конституции Сирии.
Измерить эффективность двухдневной встречи в Астане сложно. По многим вопросам стороны так и не сблизились. Были даже взаимные выпады. Но абсолютно все участники переговоров сходятся в одном: то что сирийские официальные власти и сирийская вооруженная оппозиция сидела за одним столом в одной комнате и разговаривала, уже можно считать успехом. Тем более, что стороны не отказываются от дальнейших встреч. И даже настаивают на них.