Утерянный фильм одного из основоположников кино режиссера Жоржа Мельеса обнаружился в Национальном чешском архиве.
Когда-то имя режиссера гремело по всему Парижу. Он не жалел денег на свое кино, дабы оно, еще незрелое в техническом отношении, могло быть эффектнее фокуса со шляпой и кроликом. Но после Первой мировой войны и экономического кризиса денег не стало совсем. Не стало и фильмов. Многие ленты были просто утеряны.
Кто сейчас помнит первых творцов синематографа, как тогда говорили? Братьев Люмьер, да и только. Впрочем, находятся старые пленки, находится желание познакомиться с прошлым – так заново и открывается имя Жоржа Мельеса.
Как рассказал гендиректор Национального киноархива Михал Брегант, коробку с пленками Мельеса пять лед назад принес частный коллекционер.
"На коробке было написано название одного из мельесовских фильмов, которое не отвечало его содержанию. Также в упаковке были три фильма, слепленные между собой. Все они было начала 20-го столетия. Несколько месяцев пришлось провести в библиотеках и архивах, чтобы можно было с полной уверенностью подтвердить, что это фильм Мельеса 1904 года. Который уже более чем сто лет считался утерянным", – заявил он.
Сейчас, когда кинопроцесс проделал свой долгий путь и обрел историю, специалисты мучительно ищут утерянные пленки. У Мельеса их было много. По разным подсчетам, он сделал от 400 до 500 фильмов.
По словам кинокритика Николая Никулина, Мельес старался свое кино раскрасить, вопреки тогдашним черно-белым лентам.
"Он хотел сделать кино более реалистичным, чтобы затем в этом настоящем мире показать чудо. Так, он стал творцом первого фантастического фильма "Путешествие на Луну", снятого по романам Жюля Верна и Герберта Уэллса", – пояснил он.
Парадоксально, но творчество Мельеса, ориентированное на массового зрителя, сейчас пользуется интересом лишь зрителя редкого – энциклопедистов или историков кино.
Парижский режиссер, думается, даже не надеялся на такое признание через столько лет. Спецэффекты устаревают, на смену одним приемам приходят другие, но кино, как развлечение для многих, продолжает жить.