в удобном формате
Самые важные заявления прозвучали в столице Вьетнама. Президент России Владимир Путин, завершая свою большую поездку по Азии – сначала он был в КНДР, а затем – во Вьетнаме, – подвел ее итоги, ответив на вопросы журналистов. Они вышли далеко за рамки темы этой поездки. Большинство вообще касались Украины – боев в Харьковской области, судьбы украинского президента Владимира Зеленского. Говорили и о ядерной напряженности в мире. Несколько вопросов задал наш обозреватель Виктор Синеок.
"Вечер, международный аэропорт Нойбай. Владимир Путин встретился с журналистами после окончания поездки во Вьетнам. Но, по сути, это пресс-конференция по итогам большого турне – сразу два госвизита подряд", – говорит корреспондент.
Первый, вполне ожидаемо, – про подписанный между КНДР и Россией договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и четвертой статьи в нем, где говорится, что одна из сторон немедленно окажет военную помощь, если на другую будет совершено нападение.
"Ведь этот договор это не новинка какая-то, мы заключили этот договор в связи с тем, что старый договор прекратил существование. А в нашем прежнем договоре, по-моему, 1962 года, что ли, там все тоже самое было. Здесь нет никакой новизны. Конечно, в современных условиях это смотрится как-то особенно остро, но тем не менее мы почти ничего не поменяли. По поводу оказания взаимной военной помощи, там же написано: в случае агрессии, военной агрессии. Мы никого не просим, нам никто не предлагал, поэтому нет никакой необходимости", – заявил Владимир Путин.
К украинскому кризису этот договор неприменим. Путин напомнил, что агрессию там начали против республик, которые еще не входили в состав России, и этот конфликт можно было закончить вовсе. Владимир Путин недавно рассказал, на каких условиях. Легитимная власть в Киеве – одно из важных условий. Вопрос "Известий" как раз о том, хотят ли в Киеве легитимности и мира.
"Украинский дипломат (глава МИД Украины Дмитрий. – Прим. РЕН ТВ) Кулеба недавно дал интервью, где на вопрос, почему Украина ничего не делает для того, чтобы получить легитимного лидера – не проводит выборы и не идет по процедуре, хотя очевидно, что он сейчас нелегитимен, – он ответил в духе, что "пускай Россия выведет свои войска – и тогда у нас все наладится". Как вы можете такие слова прокомментировать?" – задал вопрос журналист.
"Я вообще не люблю комментировать чьи бы то ни было высказывания, тем более вторых или третьих лиц. Но в данном случае все-таки не могу удержаться и не сказать, что если ведение переговоров связывается с выводом наших войск, о чем мечтает киевский режим, то, судя по всему, этого никогда и не случится, потому что киевский режим не хочет уходить от власти и не хочет проводить нормальных выборов в соответствии с Конституцией Украины. То есть они будут вечно тянуть с прекращением огня, и они заинтересованы в том, чтобы наши войска оставались на этих территориях, потому что не заинтересованы в проведении выборов, вот и все", – ответил президент РФ.
Власть на Украине выгодна тем, кто ей руководит. Но не украинцам.
"Это просто на Западе не хотят его (Зеленского. – Прим. РЕН ТВ) сейчас менять, время не подошло. На него повесят все непопулярные решения, в том числе понижение призывного возраста, и все. А потом поменяют. Я думаю, что это будет где-то в первой половине следующего года", – сказал Путин.
Украинский режим не хочет и переговоры вести. Путин заметил: выдумывать же ничего не надо – есть договоренности в Минске и Стамбуле. Но цель Запада – добиться стратегического поражения нашей страны.
"Для России это означает прекращение ее государственности, вот что это означает. Это означает конец тысячелетней истории Российского государства, я думаю, что это для всех понятно. А тогда встает вопрос: "А зачем нам бояться? Не лучше ли тогда идти до конца?" Это элементарная формальная логика", – отметил глава государства.
Россия сейчас думает над изменением ядерной доктрины. Связано это с тем, что потенциальный противник разрабатывает ядерное оружие сверхмалой мощности.
– На Западе витают идеи о том, что такие средства поражения можно было бы и применять и ничего в этом особенно страшного нет. Страшного, может быть, и нет, но на это мы обязаны обратить внимание, и мы обращаем на это внимание, с этим и связано мое заявление о том, что мы думаем о возможных изменениях в наших стратегиях, – заявил Владимир Путин.
– А превентивный удар? – спросили его.
– Превентивный удар, он пока нам не нужен, потому что в ответ на встречном ударе противник будет гарантированно уничтожен, – ответил президент.
Безопасность – один из самых важных вопросов, что стоит на мировой повестке дня. Ее и в КНДР Путин обсуждал. А еще говорили о том, что со страны надо снимать необоснованные санкции ООН. Некоторые президент России сравнил даже с блокадой Ленинграда фашистами.
"Есть потери, как вам известно, и в моей семьей по этому поводу. У меня брат умер практически от голода в блокаду, заболел там и умер. Но а что сейчас происходит в Северной Корее? Можно как угодно относиться к режиму, но вводить ограничения, связанные с трудовой миграцией, это как-то странно выглядит. Ведь это к чему ведет? Ведет к тому, что даже семьи, если даже они находятся в очень сложном материальном положении, не имели возможности где-то заработать и кормить своих детей, это ничего не напоминает? И разве это гуманно? Поэтому и санкции, которые вводятся в данном случае по политическим соображениям, все-таки должны соответствовать современному уровню развития человечества", – подчеркнул российский лидер.
О необходимости пересмотреть санкционный режим против КНДР Путин говорил и во время визита в Пхеньян. Он выдался ярким. Запомнилась пышная встреча на площади Ким Ир Сена, совместная поездка на новом Aurus – каждый по очереди за рулем. И то, как лидеры прощались.
– Вы ожидали, что прием будет таким масштабным и пышным? Какие у вас отношения сложились с лидером КНДР? И как по-вашему, на чем они основаны?" – спросил обозреватель у президента.
– Я этого не ожидал, я представлял себе, конечно, примерно, как это будет, есть определенные стандарты протокольные в Корейской Народно-Демократической Республике, я их знаю, но что это примет такой масштаб, я, конечно, не ожидал. Отдельные вещи были совсем неожиданными, это касается такой частной программы. Но а что нас объединяет, это вопросы, связанные с межгосударственным сотрудничеством, и интересы развития Северной Кореи и Российской Федерации. Причем в самых разных сферах. В сфере безопасности и экономики", – ответил Владимир Путин.
Причем угрозы третьим странам подписанные документы не несут. Так что, заверил Путин, Южная Корея может не волноваться, если не собирается начинать агрессию против соседа. А о безопасности региона надо задуматься.
"А мы видим, что в Азии происходит, правда? Блоковая система сколачивается в Азии. Уже НАТО туда переезжает как на постоянное место жительства. И это, конечно, создает угрозы для всех стран и регионов, в том числе и для Российской Федерации", – отметил глава российского государства.
Но попытки угрожать и с этой стороны России обречены на провал. Путин напомнил: стратегические ядерные силы всегда находятся в состоянии полной боевой готовности. Попрощался. И вылетел из Ханоя в Москву.