Поначалу в Иране называли это "жесткой посадкой", успокаивали других и прежде всего себя. Ведь о судьбе пассажиров ничего не было известно целых 15 часов, злосчастный вертолет просто не могли найти. Оказалось, посадка была жестче некуда – от вертолета не осталось практически ничего. Эбрахим Раиси, а с ним глава иранского МИД и еще семь человек вылетели из Азербайджана, где встречались с президентом Ильхамом Алиевым и открывали гидроузлы на реке Аракс. Лететь было всего ничего, но дальше – сплошной туман и в переносном, и главное, в прямом смысле слова. Вертолет врезался в гору.
Для любителей теории заговора это просто раздолье. Почему вертолет с президентом упал в самую жаркую фазу противостояния Ирана с Израилем? Почему через несколько дней после переговоров Ирана и США по Ближнему Востоку? Почему сразу после встречи в Азербайджане, отношения с которым у Тегерана неоднозначны? Почему летели три вертолета, а упал только один, причем тот, который с президентом? Не исключено, впрочем, что эти вопросы бессмысленны. В такую погоду и врагов не надо.
Но отношения Ирана с западными странами настолько сложны, что американские сенаторы начинают оправдываться еще до того, как было найдено место крушения.
"Я только что говорил с представителями разведки. Ничего не говорит о том, что произошедшее стало результатом чьих-то умышленных действий. Все действительно выглядит как несчастный случай из-за тумана, который и стал причиной аварии", – заявил сенатор США Чак Шумер.
Израильская пресса с подачи официальных лиц поспешила заверить, что их страна "вообще ни при чем". Зато британские СМИ в своем стиле.
"Мы видим неоднозначную реакцию на его смерть в Иране. Люди празднуют на улицах Тегерана, многие насмехаются над его гибелью в соцсетях", – сказал корреспондент Sky News Алекс Росси.
Это сказано еще до того, как смерть Раиси была подтверждена. То есть что иранцы там праздновали, еще вопрос. Но чего ждать от западной прессы в ответ на уход человека, который говорил, например, вот такое?
"Страна, препятствующая работе Совета Безопасности, – это США. Страна, которая препятствует прекращению огня в Газе, – это США. Страна, которая раздувает войну, – США. Корень всех этих злодеяний – США", – говорил президент Ирана Эбрахим Раиси.
Как бы то ни было, причины катастрофы определит следствие, а пока люди над этим работают, есть только один факт: вертолет упал. Раиси погиб, и разумно задать вопрос, что дальше – для нас, россиян, в первую очередь в том, что касается России.
"Тегеран является одним из наших стратегических партнеров и союзников в регионе, в том числе, кстати, по такому чувствительному направлению, как кавказское. От позиции наших стран очень многое зависит, и, несмотря на эту трагедию, я не думаю, что в Иране после смерти Раиси к власти придут люди с другим отношением к России. В интересах официального Тегерана не снижать уровень партнерства с Российской Федерацией", – объяснил политолог Мовсес Газарян.