в удобном формате
Довольно громко на международном поле о себе сейчас заявляет Гагаузия. Автономия в составе Молдавии выступила резко против идей президента Майи Санду объединиться с Румынией. Чего на самом деле хочет Гагаузия и что будет делать, если Румыния все же поглотит Молдавию – обозреватель "Известий" Игорь Балдин узнал лично у главы автономии Евгении Гуцул.
Это второй визит Евгении Гуцул в Россию всего за месяц. После встречи с президентом РФ Владимиром Путиным главу Гагаузии, по сути регионального политика, знает почти каждый и в нашей стране, и далеко за ее пределами.
"Я родилась в Советском Союзе. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул.
В Молдавии два анклава, не согласных с прозападной политикой нынешнего Кишинева: Приднестровье, где стоят наши миротворцы, и Гагаузия – маленькая территория с населением в 150 тысяч жителей и при этом широкой автономией.
Ее глава Евгения Гуцул на выборах победила под лозунгом партнерства с Россией, чем сразу нажила себе врагов в молдавских элитах.
"Да, уже около 10 месяцев, как я стала башканом Гагаузии, и президент Республики Молдова не подписывает указ о назначении меня в правительство", – рассказала Евгения Гуцул.
Глава автономии сдержала обещание. Она активно налаживает экономические связи с Россией. Вот главный итог двухдневной поездки Гуцул в Москву: с 1 мая в Гагаузии начнут действовать карты "Мир", а значит, этот молдавский анклав сможет напрямую работать с российскими компаниями.
"Вы знаете, это соглашение очень важное для гагаузского народа. Потому что у бюджетников, у пенсионеров будет возможность получить надбавку к зарплате, к пенсии", – сказала глава Гагаузии.
В начале марта – в день, когда президент Молдавии Майя Санду предлагала французскому коллеге Эммануэлю Макрону разместить в Кишиневе французские войска, – Гуцул в Сочи общалась с Владимиром Путиным. Сейчас впервые раскрывает журналистам подробности той встречи.
"Газ по доступной цене покупать напрямую у "Газпрома". Потому что на сегодняшний день власть Республики Молдова покупает российский же газ, но через офшорные компании, и для обычного жителя газ в разы дороже", – рассказывает Гуцул.
Еще одна просьба лично российскому президенту – открыть российский рынок для сельхозпроизводителей Гагаузии. Закрыли его, к слову, прозападные политики в Кишиневе.
В какую сторону они смотрят, красноречиво говорит и румынское гражданство Майи Санду, и последние заявления молдавского премьера. Теперь уже публично озвучивается идея унии – поглощения страны Румынией. Если это произойдет, Гагаузия обещает отделиться.
"Если Республика Молдова теряет свою независимость, и суверенность, и свой нейтралитет, что очень важно, то Гагаузия оставляет за собой внешнее самоопределение, то есть выход из состава Республики Молдова. Нам не нужна никакая Румыния, гагаузы не подписывались под это", – говорит Евгения Гуцул.
Так, месяц назад в аэропорту Кишинева Гуцул встречали ее сторонники. Возвращаться на родину – опасное приключение. Власти Молдавии возбудили против нее уголовное дело: сперва о фальсификациях на выборах, затем – о незаконном финансировании. Все, чтобы не пустить гагаузского башкана в правительство, где ее голос будет звучать еще громче.
"Обвиняли чуть ли не в сепаратизме. Но какие мы сепаратисты? Мы просто хотим дружить со своими братьями, с Российской Федерацией", – заключила Гуцул.