в удобном формате
На этой неделе Евросоюз утвердил новый, 11-й по счету, пакет санкций. Традиционно рестрикции направлены против оборонных предприятий, СМИ и экспорта российских энергоносителей. Ключевое отличие в другом: впервые ЕС пытается нанести удар по зарубежным компаниям, которые сотрудничают с Россией – эдакое внешнее управление. Вполне в духе неоколониализма, который уже давно один из ключевых внешнеполитических векторов Запада.
Любопытный пример: на этой неделе парламент Нигера утвердил новый гимн страны – из его текста исчезла строка о благодарности Франции за свою свободу. То есть эта африканская страна окончательно попрощалась со своим колониальным прошлым. Реакция Парижа была весьма показательна – что-то в духе "да что вы такое себе позволяете". Не стоит забывать, Нигер – один из ключевых игроков на рынке нефтедобычи и входит в ОПЕК +. Более того, страна не исключает вступления в БРИКС – организацию, которая, очевидно, становится новым глобальным центром притяжения.
Усиление ее роли настолько беспокоит Запад, что даже юркий президент Франции Эммануэль Макрон неожиданно для всех без всякого приглашения засобирался на саммит лидеров БРИКС в августе этого года – мол, надо поговорить и все такое. Однако, получил от ворот поворот. Россия, как одна из основательниц БРИКС, заявила о неуместности участия президента Франции. Зачем Макрону нужна эта поездка – сомневаться не приходиться. Его ключевая задача – вбить клин между партнерами. Очевидно, это многоходовый розыгрыш, в котором главную роль решили взять на себя США. Корреспондент "Известий" Николай Мастеров рассказал о том, как Вашингтон решил сыграть в политический покер с Индией и Китаем.
В Вашингтоне премьера Индии Нарендру Моди встречали по-королевски. Президент США Джо Байден вышел на крыльцо Белого дома, на лужайке устроили парад. Уверенности в том, что Байден понимал суть происходящего, у присутствующих не было. Сонный американский лидер принял гимн Индии за американский – поднял руку к сердцу. Легкое замешательство – и постепенное осознание ошибки.
Переговоры, выступление в Конгрессе, встречи с бизнес-элитой. Для торжественного обеда – специальное вегетарианское меню. Вашингтон в эти дни буквально на осадном положении. Такого здесь не было давно.
"Беспрецедентные меры безопасности в Вашингтоне. Чтобы пройти и сделать фотографию на поляне перед Белым домом необходимо получить билет. Билет бесплатный, но для того, чтобы его получить, необходимо показать удостоверение личности и зарегистрироваться", – рассказывает корреспондент.
Окружая индийского гостя почетом и любовью, Соединенные Штаты сделали вид, что забыли, как вводили против Моди санкции и называли националистом. Теперь отчаянно сражаются за чужих союзников. Дели – давний партнер Москвы, отказывается от поддержки антироссийской политики. Но у Вашингтона – большие планы.
"Это будет определяющее партнерство. Индия ключевой игрок, мы с нетерпением ожидаем углубления сотрудничества", – заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете нацбезопасности Белого дома Джон Кирби.
А еще Индия нужна США как противовес Китаю. Ведь в КНР статус Америки – "все сложно".
"Они изолированы по отношению к Китаю. Именно поэтому мы видели так много поездок. Президент Франции (Эммануэль Макрон – Здесь и далее прим. РЕН ТВ) был там, (глава Еврокомиссии) Урсула фон дер Ляйен и остальные", – говорит доктор по современной истории Роланд Ломбарди.
Но эффект – обратный. Пекин, как и Дели, ближе к Москве, чем к коллективному Западу. Вот и в Китае пыл госсекретаря США Энтони Блинкена остудили прямо в аэропорту – не было даже красной ковровой дорожки.
Итог скромного визита Блинкена – никаких компромиссов по Тайваню, а также требование отказаться от вмешательства в дела Пекина и отношения с Россией. На приеме у председателя КНР Си Цзиньпина Энтони Блинкен выглядел растерянным. Обещал, что США станут лучшим другом Китая. Но спустя сутки Байден, вспомнив историю с метеозондами, назвал китайского лидера "диктатором".
"Когда я сбил те шары, он (председатель КНР Си Цзиньпин) расстроился, так как не был в курсе самой миссии. Это большой позор для диктаторов, когда они не знают, что происходит", – сказал Джо Байден.
Так, за падением воздушных шаров последовало падение дипломатических нравов. В ответ на резкую отповедь Китая, Байден, улыбаясь, заявил, что надеется на скорую встречу с товарищем Си Цзиньпином.
Как бы не старался Белый дом, очевидного – не скрыть. США зависят от Поднебесной куда больше, чем хотелось бы.
"Отношения Вашингтона и Пекина – уникальный исторический пример. Китай, официально, – стратегический соперник. Но при этом американская экономика во многом живет именно за счет китайского импорта. В 2022-м дефицит торгового баланса Штатов вырос до 1,5 миллиардов долларов – это рекорд. Не говоря уже о том, что Китай – второй в списке владельцев госдолга США", – говорит корреспондент.
Тесные связи пронизывают все уровни американо-китайских отношений. Это видно даже на сугубо бытовом уровне.
"Рис, чай, соусы, дошираки, сухие грибы, ароматный тофу и змеиное вино – в американский супермаркет в Чайнатауне деликатесы из Поднебесной доставляют каждую неделю", – отметил журналист.
Да и Чайнатауны есть в каждом крупном американском городе. "Свой рецепт" для Вашингтона у Пекина есть. Китай стремительно избавляется от американских ценных бумаг. А Конгрессмены "пытают" министра финансов: что делать, если КНР сбросит остальные активы?
"Это 859 миллиардов облигаций госдолга. Как Минфин и ФРС готовятся к такому развитию событий?", – задал вопрос член Палаты представителей Конгресса США Энди Барр.
"Мы, безусловно, обеспокоены", – ответила глава Минфина США Джаннет Йеллен.
В позиции Минфина США – вся суть американского внешнеполитического сознания. Большинство стран для Запада – по-прежнему колонии, которым можно приказывать, что делать.
"Мы являемся свидетелями полного смещения оси власти в мире. Раньше считалось, что США в одиночку правят всеми, а теперь многие страны поняли, что такое партнерство невыгодно. Так называемая американская мечта несколько угасла", – говорит немецкий политолог Эйке Хамер фон Вальтер.
На окрик из-за океана уже не оборачиваются. Вашингтон разругался с саудитами, которые не хотят наращивать добычу нефти – вопреки указаниям США. Байден перешел к угрозам – наследный принц ответил тем же. Итог предсказуем.
"Очевидно, что Ближний Восток все больше сближается с Россией. Сама ситуация к этому подталкивает. Страны хотят защищать свои региональные и национальные интересы", – отметил геополитик, специалист по Ближнему Востоку Филипп Любьер.
Восстал и Большой Юг, разделенный на колонии США, Британией, Бельгией и Францией. На минувшей неделе в Республике Чад арестованы французские военные – на кадрах "хозяева жизни" стоят на коленях. Еще недавно подобная дерзость казалась немыслимой.
Дружба между Москвой и странами Африки лишь укрепляется. Только на прошлой неделе – визит лидера Алжира и делегации африканских стран.
"Старые друзья России в Африке остались, но и новые появились. Реакция Запада понятна. Континент традиционно был колониальным краем европейцев. Но теперь даже французы выброшены за борт", – заявил эксперт по Ближнему Востоку Аксем Сулейман.
А США в ярости. Настолько, что республиканцы с демократами проявили редкое единодушие, потребовав лишить ЮАР, президент которой побывал в Москве, права проведения крупного торгового форума.
"Оказывается большое давление. Правила такие: если не подчиняться приказам из Вашингтона, будут введены санкции, будут войны, смена режима. Большая часть мира больше не хочет этого", – сказал политолог из Германии Эйке Хамер фон Вальтер.
Неоколониальный стиль теперь не в моде. Но Запад этого не понимает. Финляндия угрожает лишить финансовой поддержки Кению, Непал, Танзанию, Эфиопию за отказ от антироссийских санкций. Видимо, забыли метрополии, а может никогда и не знали слова Ганди: "Сначала они тебя не замечают. Потом смеются. Затем борются с тобой. А в конце ты побеждаешь".