На прошлой неделе президент Сербии Александр Вучич сообщил, что Белград в принудительном порядке поставили перед выбором между изоляцией и согласием со всеми частями нового франко-немецкого переговорного плана, который предполагает вступление непризнанного Косова в ООН.
Как отметил Кустурица, албанский вопрос, как и все остальные в мире, связан с географией и расширением силы и доступа к теплым морям.
"Та же самая сила, британская, точнее англосаксонская, 200 лет сдерживала русских от приближения к тёплым морям. Крымская война, которая неким волшебным образом разрешилась, на самом деле уменьшила эту идею на размер территории, которую советская Россия дала Украине. Точно так же и с албанской проблемой. Когда разумный человек задается вопросом, почему Румыния и Болгария в Евросоюзе, а Сербия – нет, понятно, что это потому, что эти две страны через Черное море граничат с Россией. Поэтому они первыми вошли в НАТО или Евросоюз, неважно, это одно и то же. Таким образом, это соглашение, носящее шантажирующий характер, появилось в момент, когда украино-российский конфликт получает новый характер, когда русские продвигаются. Они хотят поджечь Балканы и подводят их к точке, где выбор заключается в "или-или". Это ультиматум, а не соглашение", – заявил Кустурица.
Режиссер уверен, что Сербия не подпишет предложенное Западом соглашение, но если это произойдет, то "конца ультиматумам не будет".
"Следующей будет Воеводина (автономный регион Сербии к северу от Дуная, населенный преимущественно сербами и венграми – прим. ред.), потому что она как бы европейская, а эта часть Сербии – нет. Поэтому конца ультиматумам не будет, если согласиться на первый. Это как распарывать джемпер на куски", – пояснил Кустурица.
По словам режиссера, подписать такое соглашение для Сербии равносильно самоубийству как политическому, так и экономическому. Кустурица добавил, что Сербия может стать "большой экономической жертвой", потому что "экономика отодвигает историю и определяющие чувства".