в удобном формате
Главы двух крупных ресурсодобывающих стран уже завтра встретятся в Тегеране. Российский лидер Владимир Путин проведет переговоры с иранским коллегой. Кроме того, состоится трехсторонняя беседа, с участием президента Турции. Корреспондент "Известий" Виктор Синеок увидел, как в Иране готовятся к саммиту.
О том, что приезда российского президента здесь ждут не только на высшем уровне, доказывают кадры, которые показаны в нашем сюжете. Съемочная группа "Известий" свободно снимает на улицах Тегерана, хотя тут к иностранной прессе относятся очень подозрительно.
Простая фраза "Мы из России" сразу снимает все вопросы. Западное давление объединяет. Иранцы уже давно для себя решили, как относиться к США. Мы побывали на месте, где раньше было посольство США. Сейчас на его месте, в центре города, находится музей "Гнездо шпионажа". Популярное, в каком-то смысле, место.
"Прохожие постоянно пинают изображения ногами с возмущением. Стена посольства – уже больше чем стена. Тут и антиамериканские картинки, и черепа вмонтированы, чтоб было страшнее", – говорит Синеок.
Прямо напротив забора торгуют отвертками с американским флагом на рукоятке. Еще его тут любят рисовать вместо зебры на перекрестках. Экономически Ирану Запад вредит десятилетия, поэтому один из первых вопросов иранских журналистов пресс-секретарю российского президента – о санкциях.
"Наверное, это та цена, которую наша страна и Иран платят за свою независимость, за свой суверенитет. У нас в России есть пословица. Говорят, что всё, что нас не убивает, делает лишь крепче. И вот я думаю, что у нас есть возможность выстроить двустороннее сотрудничество, которое позволит нам минимизировать ущерб от этих двусторонних санкций", – отметил Песков.
Экономика России санкциям смогла противостоять. Иран от удара оправляется годы. Многолетние санкции привели к сильной инфляции и нестабильному курсу местной валюты. Некоторые тут просто живут обменом.
"Бывают банки, бывают пункты обмена, а бывают целые улицы обмена валюты. Вот очередь, которая означает, что тут хороший курс. А вот люди, которые тут находятся и занимаются тем, что меняют деньги", – показывает корреспондент "Известий".
То, что мы иностранцы, конечно, видно за версту. Поэтому сначала предлагают не очень выгодный курс.
Иранцы привыкли крутиться. Живут экономно, но не бедно. Вот, например, зажигали привязывают к ларькам с табаком. Но при этом топливо тут стоит не по современным западным меркам – невероятно дёшево.
Литр бензина в Тегеране стоит на доллары 10 центов. 10 центов! Значит, на 5 долларов можно заправить 40 литров – полный бак.
Но местные жители уверяют, что бензин был еще дешевле, что он подорожал в три раза.
У Ирана есть все для того, чтобы сделать экономический рывок. Сотрудничество с Россией – тут ключевой фактор. Как раз сейчас обсуждают присоединение страны к Евразийского экономическому союзу.
"Иран нуждается в таком сильном партнере, как Россия. Беспошлинный оборот и передвижение товаров – это, по нашим подсчетам, увеличит экспорт Ирана в страны ЕАЭС в первый год на 40%", – говорит российский политолог Раджаб Сафаров.
Страны давно строят взаимовыгодные отношения. Но после шквала санкций у российского бизнеса не осталось причин не сотрудничать с иранским.
С послом России в Иране состоялась беседа в том самом зале здания посольства, где прошла знаменитая тегеранская конференция. Тогда, в 43-м, СССР договорились с США и Великобританией открыть второй фронт. Теперь у стран другие союзники. Россия и Иран подпишут договор о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве. Текст уже передан иранской стороне.
"Мы надеемся, что после того, как дополнительные правки с учетом мнений иранской стороны, будут внесены и согласованы, можно будет выйти на подписание достаточно быстро, уже в ближайшее время", – отметил Песков.
Кроме подписания нового договора, в Тегеране состоится еще ряд значимых политических событий. Здесь пройдет трехсторонняя встреча лидеров России, Ирана и Турции по сирийской проблеме. Ну, а кроме того, Путин проведет ряд двусторонних встреч – с иранскими политиками и турецким главой Эрдоганом. Большой политический день здесь заранее прозвали "Тегеран-22".