Политика и искусство: Венецианский кинофестиваль назвал своих призеров
в удобном формате
"Джокер" Тодда Филлипса — лучший фильм Венецианского фестиваля. Впервые кинокомикс получил столь престижную награду.
В историю вошел и фильм о деле Дрейфуса "Офицер и шпион" Романа Полански — приз жюри. А сколько было затратной политической полемики? "Зачем взяли эту работу в конкурс", "Полански же надо судить по обвинению в изнасиловании"...
Сам режиссер не смог приехать на вручение — ему грозит экстрадиция из-за обвинений в сексуальной связи с девочкой-подростком, якобы случившейся 40 лет назад. Его фильм — о деле Дрейфуса, несправедливых обвинениях, которые разрушают жизнь, — словно рассказ о самом себе.
Искусство вне политики? Это в прошлом. Чуть ли не половина конкурсных фильмов — своеобразная трактовка мировых политических трендов. Публика внимает, разинув рты. Еще бы: на экране звезды!
"Фестиваль всегда напрямую связан с политикой, если честно. Я всегда отмечал, что фестиваль, его фильмы отражают происходящие в мире события. Конечно, это вызывает большие дискуссии, но оторвать политику от кино сегодня невозможно", — отметил член жюри программы "Горизонты" фестиваля Паоло Феррарини.
Фильм "Осиная сеть" с Пенелопой Крус и Гаэлем Гарсиа Берналем рассказывает про кубинских шпионов, боровшихся с режимом Фиделя Кастро. Картина "Сиберг" с Кристен Стюарт — о любовной связи американской актрисы Джин Сиберг с активистом "Черной пантеры". А "Прачечная" с Мэрил Стрип, Гари Олдманом и Антонио Бандерасом — о "Панамском досье", которое несколько лет назад наделало много шума.
"Мы живем в тот момент, когда новости буквально окружают вас в бешеном ритме и мы мчимся, чтобы идти в ногу с текущими событиями", — говорит Мэрил Стрип.
Политическая актуальность. Без нее многие фильмы просто не попали бы на конкурс. Вот, например, очередь на украинскую картину "Атлантида". Действие происходит в Донбассе в 2025 году. На экране — разруха, опустевшие заводы, грязь… Идеальная картинка, заменяющая собой манифесты.
"Для Украины это был самый важный регион, там размещалась масса крупных предприятий. Это был очень богатый край, но война все это разрушила. И мы просто потеряли эти земли", — заявил режиссер Валентин Васянович.
Искусство и политика на фестивалях класса "А" неразрывны. Здесь каждый режиссер мнит себя большим художником. Экран становится площадкой для перформанса или, если угодно, одиночного пикета. Надо же как-то к себе внимание привлекать.
На вопрос "Как вы себя чувствуете перед премьерой?" режиссер принципиально ответил на украинском. Притом что между собой, в кулуарах, группа говорила по-русски.
"Я думаю, такие фильмы неуместны для фестиваля. В этом фильме не было ничего художественного, там не было новых идей для кинематографа. Но это интересно, потому что это тема политики. Я думаю, этот фильм лучше подходит под формат киноклуба, нежели для фестиваля. Чтобы подискутировать о России, а не об искусстве", — считает профессор, искусствовед Сиро Ферроне.
Российскую карту здесь разыграли многие. Эта тема словно входной билет на смотр. Украинский режиссер Сергей Лозница год назад в Каннах — фильм о Донбассе. Сегодня, в Венеции, он представил новую картину. О похоронах Сталина.
А вот документальный фильм "Гражданин К". Как утверждают создатели, о современной России и президенте.
Казалось бы, Венецианский фестиваль, мы здесь собрались говорить про кино, про игровое кино. А ничего подобного. Фестиваль вне политики — смешно!
Фестиваль — это трибуна. Другой вопрос — кто и что произносит, кому зритель верит, а кому — нет. Роджер Уотерс, показавший здесь фильм о своем концертном турне, — тот, кого точно слушают. Резкая реплика о лицемерии и неолиберальном лобби — сразу оказался в топе новостей.
"Мы живем в очень и очень опасные времена, и, может быть, вот это шоу, которое я сделал, это своего рода предупреждение, показатель, насколько абсурдно то, чему мы позволяем случиться", — говорит он.
Вне времени и пространства на фестивале киноклассика. На большом экране — "Калина красная" Василия Шукшина. Еще одна знаковая картина — "Раскрашенная птица". О мальчике, которого судьба заставила пройти страшные испытания в Восточной Европе во время Второй мировой войны. И как тут не увидеть отсылок к советскому фильму "Иди и смотри"?
Алексей Кравченко — актер, который снялся в картине Элена Климова "Иди и смотри" — сыграл роль советского солдата в "Раскрашенной птице".
"Я считаю, что должны быть картины, которые взламывают мозг. Это необязательно картина о войне, хотя я считаю, что если ты снимаешь картину о войне, будь любезен, сними так, чтобы по-честному, до мурашек, без современной шелухи. О какой-то драме сними так, чтобы зритель встать не смог после просмотра, чтобы он так и остался сидеть, прибитый гвоздями к своему креслу", — говорит артист.
Режиссер Дмитрий Мамулия, представлявший Россию фильмом "Преступный человек" в конкурсе "Горизонты", сказал, что настоящее кино все-таки должно привлекать к себе, прежде всего, художественными достоинствами.
"Любая не то что политизированность, а даже ее социальная актуальность — это минус, а не плюс для искусства", — считает он.
Но если бы искусство на фестивалях играло главную роль... Здесь погромче бы прокричать политический лозунг и, если не заметят, хотя бы подороже себя продать.