В Москву вернулась опера Россини "Итальянка в Алжире"
в удобном формате
Московским театралам поставили шах и мат на оперной сцене. В необычных декорациях на подмостки театра Станиславского вернулась искрометная "Итальянка в Алжире" Джоаккино Россини.
Режиссер Евгений Писарев увидел в авантюрном сюжете о побеге влюбленных из гарема восточного владыки настоящую шахматную партию, которую и разыграл ход за ходом. А исполнители главных ролей нашли, чему поучиться у своих персонажей.
"Итальянку в Алжире" знатоки сравнивают с "игристым вином" и "изысканной праздничной закуской". Да и сам Россини говорил про себя, что он больше повар, чем композитор.
Режиссер нынешней постановки Евгений Писарев буквально дышит этой музыкой. Признается, великого композитора "не улучшал", артистам петь "не мешал", но спутать этот спектакль с предыдущими постановками невозможно.
"Спектакль мной задумывался как декоративный, изысканный спектакль. Жизнь привнесла витальность в этот спектакль и жизнерадостность!" — говорит Писарев.
Премьера московской "Итальянки в Алжире" на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко состоялась еще шесть лет назад. К нынешним праздникам восстановлена, как говорится, "по многочисленным заявкам зрителей". Восточные костюмы и оригинальные "шахматные" декорации буквально заворожили театралов.
Идея создать постановку в "шахматной" стилистике пришла режиссеру, как только он сопоставил два значения слова "шах". Восточный владыка и момент шахматной партии, И сразу все сложилось. В спектакле, как и в игре, за дебютом следует миттельшпиль и эндшпиль. Быстрое развитие событий, противодействие планам соперника, маневрирование, атака, защита, комбинации и жертвы. В результате возрастающая роль пешек и угроза королю.
Сюжет оперы: итальянка Изабелла приезжает в Алжир, где томится ее жених в плену у местного правителя, который, увидев европейскую красавицу, мечтает заполучить ее в свой гарем и избавиться от надоевшей жены. Но итальянка обольщает и обманывает восточного деспота, спасает своего жениха из плена и бежит с ним на родину. Исполнитель партии правителя Мустафы Роман Улыбин уверяет: есть в этой опере и другие смыслы.
"Тема мужского сексизма, женского сексизма не затрагивает маня лично, но затрагивает моего персонажа! Несмотря на то, что спектакль был написан 200 лет назад, не теряет своей актуальности!" — считает Улыбин.
Да и исполнительница главной партии (итальянки Изабеллы) певица Наталья Зимина признается: многому научилась у своего персонажа.
"Каждая моя роль, сейчас у меня за 4 года в театре 16 партий... От нее я стараюсь брать себе в характер. От этой героини — умение быть волевой, сильной. Ведь я по нутру не такая. Я очень мягкая. Стараюсь быть сильнее в жизни, как Изабелла", — рассказала Зимина.
Этот спектакль любим и профессионалами. Среди зрителей оперная дива Любовь Казарновская. Пришла посмотреть на свою ученицу в главной роли. Но лучшим наставником всех оперных исполнителей считает Россини.