Во Франции завершился юбилейный Каннский кинофестиваль
в удобном формате
Подведены итоги Каннского кинофестиваля. "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм "Квадрат" шведского режиссера Рубена Эстлунда, рассказывающий о пороках западного общества. Гран-при присудили французской драме "120 ударов в минуту". А приз жюри, третья по значимости награда, достался фавориту смотра — Андрею Звягинцеву. Его картина "Нелюбовь" завоевала положительные отзывы мировых кинокритиков.
Любой большой киносмотр — а Каннский фестиваль из них самый главный — устраивается для открытий. Стильные платья, обилие звезд, вызывающие поцелуи (в этом году отличились Ева Грин и Моника Беллуччи) — это будни. А вот то, что режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту представил виртуальный проект "Плоть и песок" о беженцах на границе Мексики и США, стало событием, затмившим даже главные показы. Видимо, эпоха виртуальной реальности и полного погружения в кино не за горами. Но пока еще классические формы существуют, существуют для них и награды.
Николь Кидман — несомненно, та актриса, к которой можно легко отнести эпитет "классическая". На 70-м фестивале она появилась не просто в статусе звезды, получившей, кстати, специальную награду в честь юбилея Канн, но и звезды, приносящей удачу. Два из четырех фильмов с ее участием, представленных в программе, получили призы.
Греческая картина Лантимоса "Убийство священного оленя" словно говорит: что бы грек ни снял, все равно получится Еврипид. Она получила приз за лучший сценарий. А триллер Софии Копполы "Роковое искушение" удостоился награды за лучшую режиссуру.
В актерских номинациях — все знакомые лица. Дайан Крюгер получила "ветку" как лучшая актриса за ленту "На пределе", а Хоакин Феникс, как и предсказывали, завоевал награду за лучшую мужскую роль ("Тебя никогда здесь не было"). Вообще имена победителей заметно "оголливудились".
Должно быть, присутствие Уилла Смита в жюри фестиваля как-то повлияло на итоговые решения. С другой стороны, они стали более свежими. Уилл Смит сразу сказал, что будет убеждать коллег: мол, голосовать надо не за умное кино, а за хорошее. Долой снобизм!
И в самом деле, в последнее время любовь к снобизму заменила любовь к искусству. И неслучайно "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм, который этот снобизм высмеивает. "Квадрат" шведского режиссера Рубена Эстлунда рассказывает о жизни так называемых хипстеров. А они в своей любви к современному искусству и презрении ко всему несовременному давным-давно заслуживали такой картины.
Российское кино не осталось без наград. "Нелюбовь" Андрея Звягинцева завоевала специальный приз жюри. А молодой режиссер из Кабардино-Балкарии Кантемир Балагов покорил умы кинокритической общественности. Его участие в конкурсе "Особый взгляд" не прошло незамеченным.
И, конечно, здорово, что дебютная картина "Теснота" молодого российского режиссера Кантемира Балагова удостоилась престижной награды Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Вкусы бывают разные, и у жюри тоже. Но уж мировой кинокритике, дерзко претендующей на вкусовой арбитраж, верить можно. Это лучшее доказательство того, что в России растет молодое поколение режиссеров, которые еще наделают много шума в будущем.