Украина согласна на роль демилитаризированного государства по моделям Австрии или Швеции, при этом сохраняя собственную армию. Программный директор клуба "Валдай" Олег Барабанов в беседе с "Известиями" напомнил, что к ситуации подходит термин "финляндизация", который впервые появился во второй половине XX века и характеризовал советско-финские отношения в период после Второй мировой войны.
В те времена СССР мог выдвинуть ряд требований, чтобы лишить страну суверенитета, но Москва не пошла на этот шаг и обеспечила свободу Финляндии. Но договор требовал от Финляндии нейтралитета и признания стратегических интересов СССР. При этом на Западе "финляндизация" упоминалась строго в отрицательном ключе. В отношении Киева этот термин употребил президент Франции Эмманюэль Макрон.
Европейские модели нейтралитета
Барабанов объяснил, что для Украины вполне подходят модели Австрии, Швеции или Финляндии, поскольку они способны привести к компромиссу.
"Здесь в определенной степени игра словами. Поскольку термин "финляндизация" приобрел негативное значение для Украины - как стремление и давление России. Поэтому, говоря о нейтральности, выбирают примеры: австрийский или шведский. Если мы посмотрим на ситуацию в Финляндии и сравним с Швецией и Австрией, то не найдем никакой большой разницы. Если действительно Украина к этому готова – к нейтральности собственной армии, то это шаг навстречу компромиссу", - добавил эксперт.