в удобном формате
В столице Австрии в эти минуты проходит закрытое заседание Постоянного совета ОБСЕ. И это уже третья за неделю встреча, где на разных уровнях обсуждаются предложения России документально закрепить невозможность расширения НАТО на Восток.
Круг стран, вовлеченных в инициированный Россией масштабный дипломатический процесс, день ото дня расширяется: в начале недели в Женеве наша делегация беседовала с американской тет-а-тет, затем в штаб-квартире НАТО в Брюсселе – со всеми членами альянса сразу. И вот сейчас представлен максимально широкий формат: постоянный совет ОБСЕ, в котором 57 стран-участниц и 11 государств-партнеров. На повестке оказались вопросы даже не региональной, а мировой безопасности.
И хотя вопросы собственной безопасности в бывшем дворце в Хофбурге, где сейчас заседает ОБСЕ, решены не так сурово, как в штаб-квартире НАТО, не всех аккредитованных журналистов пускают в зал заседаний даже на протокольную речь.
Если те, кому доступ со стороны ОБСЕ разрешен, в зал заседаний поднимаются на лифте, то все остальные вынуждены идти на 5-й этаж дворца Хофбург пешком.
Постоянный совет ОБСЕ собирается еженедельно. Но именно это заседание примечательно по двум причинам: во-первых, это третий раунд больших международных переговоров по предложенным Россией гарантиям безопасности в Восточной Европе. А во-вторых - в ОБСЕ сменился председатель. Теперь у руля здесь находится Польша.
На этом первом заседании в году министр иностранных дел председательствующей страны традиционно презентует свое видение мировых проблем. И тему российских гарантий безопасности Варшава вряд ли оставит без внимания. Польша – член НАТО и ближайший сосед Украины. И они просто не могут оставаться в стороне от этого процесса.
В своей речи польский министр иностранных дел Збигнев Рау, известный своим отношением к нашей стране, хоть и не упоминал Россию прямо, но все же сфокусировался именно на проблеме эскалации у наших западных рубежей. Он вспомнил Достоевского с цитатой про слезинку ребенка и констатировал страшное: угроза войны в Европе сейчас серьезнее, чем когда-либо за последние 30 лет.
"Мы уже несколько недель имеем дело с возможностью эскалации военных действий на востоке Европы. Военные специалисты говорят о масштабных военных приготовлениях в регионе. Мы недавно услышали просьбу о гарантиях безопасности, что относится к важному элементу сферы компетенций ОБСЕ", - заявил министр иностранных дел Польши и действующий председатель ОБСЕ Збигнев Рау.
Постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич перед выступлением дружески и с улыбкой, которую, кажется, было видно даже сквозь респиратор, беседовал с зарубежными коллегами. Но тон речи, которую он произнес за закрытыми дверями, был более чем серьезный.
"Наши инициативы - это не меню, из которого можно выбирать удобные элементы. Они носят пакетный характер. В основу положен <...> принцип неделимости безопасности, который должен быть в конце концов затвержден в юридически обязывающей форме. Такая постановка вопроса назрела в условиях, когда наши партнеры систематически не выполняют политические обязательства, не говоря уже об устных заверениях и обещаниях", - заявил он.
Предложения российской стороны – конкретные. Это недопущение расширения НАТО на территорию стран постсоветского лагеря и неразмещение ударных систем вооружений вблизи российских границ. Но, кажется, все, что может ОБСЕ – профильный орган по безопасности в Европе, - это выражать обеспокоенность и приветствовать диалог, инициированный, по сути, Россией.
"Конфликт явно усугубляется, это беспокоит самых разных игроков международного сообщества. Это предмет очень активных переговоров США и России, совета России и НАТО. Я верю, что надо шаг за шагом идти к диалогу, а диалог должен идти к консенсусу на основе международного права", - заявил Рау.
Принцип неделимости безопасности, к которому сегодня взывали неоднократно, звучит так: безопасность одной страны не может быть укреплена за счет другой. Россия в своих предложениях основывается именно на нем. И в озвученном сегодня заявлении представитель нашей страны еще раз подчеркнул, что юридические гарантии этой самой безопасности сейчас нужны всем странам в одинаковой степени.