в удобном формате
Вопросы стратегической стабильности, борьбу с киберпреступностью, экономику, климат обсуждали президенты России и США. Покой этой беседы охраняют две тысячи швейцарских полицейских и тысяча военных. Особое внимание сейчас к каждой детали этого саммита. И говорят они о многом.
Для Владимира Путина это поездка одним днем. Незадолго до его прилета по взлетно-посадочной полосе прокатился швейцарский БТР. В небе над виллой, где должны встретиться два президента, долго кружил вертолет. Прилетев в Женеву, российский лидер спустился по трапу, сразу сел в черный Aurus и отправился на виллу Ла Гранж, где уже ждали наши и американские журналисты.
Сначала президенты развернулись к прессе прямо у кортежа. Но затем швейцарский лидер заботливо провел Владимира Путина на ступеньки - там тень, а на солнце - невыносимая жара. Тут и пожали руки.
Байден приехал спустя несколько минут. Кавалькада, с которой американский лидер передвигается по Женеве, уже стала притчей во языцех. Полиция, несколько легковушек, внедорожники, микроавтобусы, а замыкал кортеж - реанимобиль. Всего - 35 машин свиты.
Когда приехал Байден, он долго не выходил: смотрит шпаргалки, опять полез в карман. Через тонированное стекло все видно.
Все это время швейцарский президент просто стоит в метре и смотрит на Байдена сквозь стекло. Слишком долго по дипломатическим меркам. Наконец, Байден выходит из лимузина. Наша съемочная группа всего в пяти метрах. Есть вариант задать вопрос.
"Господин Байден, вы готовы перезагрузить отношения с Россией?" - спрашивают наши журналисты.
Но Байден не ответил. Ушел вместе с Ги Пармеленом внутрь. А через несколько минут три президента снова вышли на ступени виллы Ла Гранж - уже для совместного фотографирования.
Дальше по протоколу - короткое вступление при камерах. В узком составе делегации встречаются в библиотеке. Помещение небольшое. Его специально готовили к встрече, подобрали уютные кресла. Нескользящий ковер - в случае американского лидера это момент немаловажный. Владимир Путин взял слово первым.
"Знаю, что у вас была длинная поездка, много работы. Тем не менее в российско-американских отношениях накопилось много вопросов, которые надо обсуждать на высшем уровне. Надеюсь, наша встреча будет продуктивной", - сказал российский лидер.
"Как я и сказал снаружи, что всегда лучше встречаться лично. Мы пытаемся определить, где у нас общие вопросы и то, по каким мы можем работать вместе", - ответил Байден.
Дальше - разговор без камер. В узком составе участвуют, кроме президентов, главы внешнеполитических ведомств. Министр иностранных дел Лавров и госсекретарь США Блинкен. Журналистов, которые хотели попасть на протокольную съемку, оказалось слишком много: они устроили настоящую давку, как в метро в час пик, на входе в особняк.
В какой-то момент чуть ли не дошло до драки: была слышна английская речь. Разнимали не поделивших съемочное пространство - тоже американцы.
Несмотря на желание президентов встретиться лицом к лицу, американские журналисты этот настрой не разделяли. На саммите не один, а сразу два пресс-центра. Российский - за виллой. Американский - в соседнем парке. Между нами выросла стена - в прямом смысле слова. Мы попробовали пойти поснимать в пресс-зоне США, но не тут-то было.
Причем, американские журналисты могут передвигаться по нашему пресс-центру абсолютно свободно. Например, корреспондентка ABC Рэйчел Скотт даже аккредитовалась на пресс-конференцию с Владимиром Путиным, а наших репортеров к Байдену не пускают.
"Мисс Скотт, считаете ли вы справедливым, что наши журналисты не могут снимать у вас в пресс-центре, а вы - можете?" - задают вопрос.
Практически то же самое - то есть ничего - ответила и знаменитая в России не меньше, чем в США, своими курьезными ответами на вопросы журналистов Джен Псаки - официальный представитель Госдепа.
На вопрос, почему русские журналисты не могут попасть в американскую зону, она ответила: "Спасибо".
Интересно, что российская сторона приехала на виллу не с пустыми руками: журналисты заметили необычные пакеты. Что в них - никто не знает. Возможно, подарки? Впрочем, Москва не раз заявляла: от переговоров не ждут какого-то прорыва.
Заявленных тем переговоров много: международная стабильность, экономика, региональные конфликты по всему миру, пандемия. Сколько продлятся переговоры - не знает никто. Тем более что обстановка на вилле располагает. Накануне нашу съемочную группу пустили посмотреть, что к чему.
Особняк был построен в XVII веке. Здание историческое. Здесь была подписана первая Женевская конвенция. Лучше места для саммита не найти.
Здание кажется небольшим. От входа до библиотеки, где будут тет-а-тет говорить президенты, - всего 25 шагов. Здесь даже пахнет книгами. На полу - ковер. Возможно, чтобы Джо Байден был устойчивее, чем обычно.
Вот здесь - кресла для президентов. Переговоры в узком составе. Здесь будет министр иностранных дел Лавров и госсекретарь США Блинкен, а там, на стульях, переводчики.
Посидеть на стульях не разрешили. Книги трогать тоже нельзя – раритеты. Библиотека - крупнейшее в Швейцарии собрание старинных книг. Самые древние фолианты датируются 15-м веком. То есть они старше, чем Соединенные Штаты. Глобус тоже антикварный. Здесь и Аляска еще - российская.
В другом крыле - зал для встречи в расширенном составе. Здесь, похоже, планируют не только работать: в уголке - столик с чашками и сливками для кофе. Переговоры продлятся много часов, будет время и подкрепиться.
В залах вот такие приборы. Они поддерживают нужную атмосферу в особняке. Смотрим: 23 градуса, 50% влажность. Комфортно.
Формально на переговоры заложено 4-5 часов. После чего Владимир Путин и Джо Байден дадут пресс-конференции. Раздельные. На этом настояла американская сторона. Но все может пойти не по плану. Президенты сами решают, сколько и о чем им говорить.